Новости

Лесные пожары будут страшнее

Партнеры Законодательство и нормотворчество Территориальное планирование и ООПТ Лесопользование и сертификация
23 ноября Государственная Дума рассмотрела и приняла во втором чтении законопроект о федеральном бюджете на следующий год и на трехлетний плановый период. Это стало очередным важным шагом к крупной лесопожарной катастрофе уже следующего года - при таком уровне финансирования лесного хозяйства спасти леса страны от огня может только чудо (например, сырое и холодное лето в таежных регионах). Конечно, деньги - это не единственное, что нужно для эффективной охраны российских лесов от огня, нужен еще комплекс умных управленческих решений, но и без приемлемого финансирования эффективно бороться с пожарами не получится.

В варианте, предложенном ко второму чтению, общее финансирование лесного хозяйства по сравнению с уровнем 2021 года увеличивается на 16%, при том, что для полного исполнения переданных субъектам РФ лесных полномочий его нужно увеличить примерно втрое. Главным нововведением является категория лесных субвенций, выделяемых из федерального бюджета регионам на исполнение переданных им полномочий - "на осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров". Общий размер этих субвенций составит 14,2 млрд. руб. В среднем по стране для этой цели будет выделено около двенадцати рублей на гектар лесных земель, причем крупные сибирские и дальневосточные регионы получат еще меньше (Красноярский край - 7 руб./га, Якутия - 6,3 руб./га, Магаданская область - 5,5 руб./га, Ямало-Ненецкий АО - 4,8 руб./га).

Конечно, недостаточное финансирование переданных регионам полномочий - это не единственное, что ведет нас к повторению крупных лесопожарных катастроф в ближайшие годы. Напомним основные меры, которые должны быть приняты для обеспечения эффективной охраны российских лесов от огня - к сожалению, за прошедшие после катастрофических летних пожаров месяцы ни по одному из этих направлений ничего существенного не сделано. (Эти рекомендации Гринпис и другие природоохранные НКО направляют в Рослесхоз с небольшими уточнениями и в разных форматах в течение многих лет, к сожалению, без видимого эффекта. Хотя в том или ином виде эти предложения не раз озвучены и разными федеральными чиновниками – ЭиБ).  

Вот что необходимо и вполне реально сделать Рослесхозу и Правительству:
1. Значительное сокращение площади неохраняемых лесов
2. Максимальное исключение огня из сельского и лесного хозяйства
3. Полное финансирование переданных субъектам РФ лесных полномочий
4. Высвобождение ресурсов на охрану лесов за счет сокращения бумагооборота
5. Исключение законодательных мотивов к выжиганию лесов
6. Усиленная охрана федеральных особо охраняемых природных территорий
7. Усиленное противопожарное просвещение населения
8. Развитие пожарного добровольчества на природных территориях
9. Создание системы достоверного учета всех типов ландшафтных пожаров

Кроме этого, серьезный дополнительный риск связан с обсуждаемой сейчас реформой Федерального агентства (Рослесхоза), преобразованием его в службу без хозяйственных функций (из Рослесхоза в Рослесштраф), что может непонятным образом отразиться на судьбе подведомственных учреждений, в том числе Авиалесоохраны. Пока предполагается, что эта реформа начнется с 1 апреля 2022 года - дата, конечно, для такого дела вполне подходящая, но в таком случае усиленный управленческий хаос может в точности наложиться на пожароопасный сезон в большинстве лесных регионов страны.

Есть и отдельные изменения к лучшему. Уже три года держится Амурская область, отказавшаяся от проведения массовых весенних профвыжиганий и добившаяся за счет этого почти семикратного сокращения масштабов ландшафтных пожаров (по количеству термоточек). Принципиально изменился подход к тушению торфяных пожаров в большинстве регионов европейской части страны - их теперь в основном выявляют и тушат на ранних стадиях, сразу после приводящих к ним весенних травяных палов, не ожидая мощного задымления городов. Выделяются деньги регионам на обновление лесопожарной техники - на ней часто некому работать из-за нищеты и бесперспективности лесного хозяйства, но сама новая техника есть. К сожалению, для того, чтобы уйти от ежегодных крупных лесопожарных катастроф, этих улучшений недостаточно - их эффект заметен в основном на уровне отдельных регионов.

В общем, следующий год будет в лесопожарном отношении очень сложным. Напоминаем традиционный примерный график развития лесопожарных катастроф в нашей стране:
- январь-февраль - доклады уполномоченных министерств, ведомств и чиновников о том, что уроки прошлого года выучены, меры приняты, и теперь-то к пожароопасному сезону готовы;
- март - начало массовых "контролируемых профилактических" выжиганий и сельхозпалов, сигнал от государства населению, что жечь сухую траву пора;
- апрель-май - первый пик катастрофических ландшафтных пожаров, сгоревшие деревни и дачи, первое мощное задымление крупных городов, начало большинства торфяных пожаров;
- июнь - временная передышка: сухая трава горит слабее из-за отрастания свежей, леса в основном еще сырые, первая волна массовых сообщений о победе над пожарами;
- июль-сентябрь - второй пик катастрофических ландшафтных пожаров, в основном лесных и торфяных, наиболее мощное задымление обширных городов и крупных населенных территорий, большие потери лесов;
- октябрь - спад пожарной опасности в большинстве лесных регионов, кроме южных, вторая волна массовых сообщений о победе над пожарами;
- ноябрь-декабрь - остаточные пожары в южных регионах и на отдельных торфяниках, период самодовольства, наказания невиновных и награждения непричастных, принятие новых ошибочных решений, ведущих к пожарной катастрофе следующего года.