Транспортная инфраструктура
В рамках этого процесса быстро активизировался ряд инфраструктурных проектов, нацеленных на дальнейшее развитие трансграничной торговли, прежде всего экспорта природных ресурсов и энергии из ДВ-Сибири в Китай. В кратчайшие сроки, после многих лет застоя, достроены сразу два моста через Амур, автомобильный Благовещенск-Хэйхэ и железнодорожный Нижнеленинское – Тунцзян в ЕАО. На фоне отмененных в России большинства проверок законности и экологической безопасности ресурсопользования, они открывают неограниченный доступ в Китай основным стратегическим ресурсам азиатской России – углю, лесу, удобрениям, газу и нефти, добыча и заготовка которых традиционно ведется со множеством нарушений закона, экологических норм и правил.
В целом Россия планирует инвестировать в развитие трансграничного железнодорожного сообщения южной Сибири более 30 миллиардов долларов. План включает 3 международных перехода в Китай, Монголию и Казахстан, создание 369 километров путей в России и 3000 километров – в соседних странах. Новая дорога пройдет от Элегеста через Кызыл, Курагино и выйдет в Китай через Монголию. 56 километров путей соединят Приморский Лесозаводск с Хулинем в Китае, куда раньше ходили в основном грузовики с лесом по старому мосту. Будет также реанимирован погранпереход Джалинда-Мохэ в Амурской области, закрытый в начале 2000-х из-за низкого пассажиропотока.
Газохимия
Впрочем, этот процесс тоже вовсе не обещает быть безоблачным. Крупнейший в мире проект Амурского газохимического кластера в городе Свободный с участием и европейских, и китайских компаний к апрелю был реализован уже на 38 %, а в некоторых элементах – на 43 %. Кроме того, если общестроительные работы первого этапа предприятие сможет завершить без особых проблем несмотря на санкции, то неразрешимые вопросы второго этапа уже остро стоят перед руководством компании-оператора в части поставок высокотехнологичного оборудования из «недружественных» стран, в частности Германии. Кроме прямого запрета на предоставление технологий России и Китаю, блокируются и взаиморасчеты фирм-посредников, через которые пытаются действовать китайские операторы проекта. Все это вызывает большую тревогу не только в мире вовлеченного бизнеса, но и у властей региона, и в природоохранном сообществе, поскольку есть серьезные риски отказа от планируемых природосберегающих технологий и снижения общей экологической ответственности всего комплекса..
Японская Мицуи, имевшая 10 % акций крупнейшего на Ямале проекта «Арктик-СПГ-2», совместного с Новатэком в апреле заявила о выходе из него, что создает неразрешимые проблемы в основном с изоляционными материалами, крайне важными в условиях Севера. В мае из этого проекта неожиданно вышли 5 крупных китайских компаний - Bomesc Offshore Engineering, Cosco Shipping Heavy Industry, Penglai Jutal Offshore Engineering, Wison Offshore Engineering and Qingdao McDermott Wuchuan. Однако, китайцы, заявляя о выходе из проекта, в который они уже вложили 1,6 миллиарда долларов, ведут сложную политико-экономическую игру, и на самом деле намерены взять под контроль весь энерго-ресурсный бизнес России, используя санкционные трудности с поставками оборудования и трансграничными расчетами.
Для этого китайцы активно продвигают разные проекты в России. Отдельного внимания заслуживают проекты завода по производству бутадиен-нитрильного каучука в Красноярском крае с инвестициями до 200 миллионов долларов и Находкинский завод минеральных удобрений (НЗМУ) мощностью 5400 тонн в день (1.8 млн тонн метанола и 1.8 млн тонн аммиака в год). 1 этап строительства НЗМУ намечен на январь 2023 года с вводом в эксплуатацию в январе 2025 года, второй этап ориентирован на воздвижение мощностей по перевалке аммиака ( 2025-2026 годы). Положительное заключение ГЭЭ по этому проекту было получено в конце 2021 года несмотря на активные протесты природоохранной общественности Находки и Приморья, на включение большого количества обоснованных замечаний и предложений в протокол общественных слушаний.
По этой причине юристы Приморской общественной организации «Право народа» инициировали судебный процесс в городском суде Находки по оспариванию заключения ГЭЭ в связи с выявленными нарушениями Закона об экологической экспертизе и процедуры ее проведения. В ходе судебных слушаний по иску стало очевидно, что судье очень трудно противостоять очевидным доводам и документам экологов, но встать открыто на их сторону она просто не может, поскольку проект федеральный и всячески поддерживается руководством Приморья, Минвостока и ДВФО. Судя по всему, процесс будет затяжной, поскольку экологи не намерены останавливаться и дойдут до высших судебных инстанций.
Наконец, после встречи в Пекине Путина и Си минувшей осенью Китай пытается реализовать в Приморье замену давней идеи Газпрома – завод СПГ, потеснив российского монополиста, так и не сумевшего сформировать полноценный инвестиционный портфель для своего проекта «Владивосток-СПГ» в Перевозной в течение почти 20 лет. Сейчас новый китайский проект активно обсуждается в структурах ласти и бизнеса федерального уровня без официальных заявлений.
Нефть
Интересна динамика последних месяцев на нефтяном рынке АТР, где Дальний Восток играет значительную роль. Прежде всего стоит присмотреться к объемам экспорта нефтепродуктов с ключевого терминала-монополиста компании «Транснефть» в бухте Козьмино под Находкой, созданного для отгрузки экспортной продукции, поступающей сюда по нефтепроводу Восточная Сибирь – Тихий океан и по Транссибу. В феврале 2022 объем продукции, отгружаемой отсюда в Китай составлял 44 %, в Японию – 30 %, в южную Корею – 12 %. Но уже с марта китайская доля в экспорте из Козьмино подскочила до 90 %. Чтобы обеспечить столь резко возросшие объемы вывоза, китайская компания «Unipec», принадлежащая холдингу «Синопек», вынуждена была зафрахтовать 25 мая 10 дополнительных танкеров. В результате только в мае 20 из 21 танкера, покинувших Козьмино с грузом нефтепродуктов около 100 тысяч тонн, направились прямиком в порты Китая,
Примечательно, что большинство этих танкеров принадлежат популярной серии «Афромакс», строительство которых сейчас налажено на крупнейшей российской верфи «Звезда» в Приморском Большом Камне благодаря значительным китайским инвестициям. При этом российские операторы нефтяного рынка идут на существенные ценовые уступки Китаю с целью укрепить его интерес именно к судостроению на «Звезде», сильно зависимому от поставок оборудования из ставших вдруг «недружественными» Южной Кореи и Японии. Получается, что быстрое развитие мощностей предприятия по строительству танкеров сегодня критически важно как для России, сохраняющей доступ к технологиям только через Китай, так и для Китая, который таким образом имеет все шансы потеснить на нефтяном рынке АТР своего давнего соперника – быстро набирающую экономический потенциал Индию.
Тем не менее, глобальный нефтяной рынок – слишком многофакторное и переменчивое пространство, чтобы какой-то его элемент, в данном случае рынок Россия-АТР, оставался на подъеме долгое время, когда весь мир продолжают сотрясать кризисы всех мастей. Как известно, Евросоюз после тяжелых дебатов все же решил полностью блокировать поставки российской нефти в Европу с нынешней осени, и это неизбежно приведет к новой волне перераспределения грузопотоков и ценовой неразберихе. Более того, в Европе все настойчивее звучат предложения наложить санкции также и на Китай, и на Индию как удобных для России союзников в попытках обойти санкционные запреты и сохранить экономическую стабильность. Если такое случится, никто не сомневается, что председатель Си, реагируя на внешнее давление, будет принимать трудные решения прежде всего в пользу своей страны, а приоритеты России для него отойдут на второй план. Именно поэтому так долго, десятилетиями согласовывались на китайско-российских переговорах ценовые параметры и другие условия по реализации крупных дальневосточных нефтегазовых проектов, хотя основной их целью всегда остается обеспечение ненасытного китайского спроса на энергоресурсы.
Не менее интересные перемены происходят в сообществе компаний, реализующих крупнейшие добывающие нефтегазовые проекты на Сахалине – Сахалин-1 и Сахалин-2. Первым шоком для России стал выход транснационального гиганта Шелл из ряда сибирских и дальневосточных проектов. Компания имела 27,5 % в проекте «Сахалин-2» (завод СПГ в Пригородном), 50 % в Salym Petroleum Development и совместное предприятие с «Газпромнефтью» - Гыдан Энерджи на Севере. Сегодня все эти активы на общую сумму около 9 миллиардов долларов выставлены на рынок АТР и вызывают ожесточенную борьбу за контроль над ними между правительствами и бизнес-группами. Первым претендентом на все является, естественно, Китай. В игру уже вступили три энергетических гиганта - CNOOC, CNPC и Sinopec Group, пытающиеся открыто оттеснить американских и зависимых от США конкурентов. Пекин действует быстро и гибко, охотно рассматривая разные модели торговых операций и разные виды валют для взаиморасчетов, включая золото. И, опять же, никогда не забывает о своем южном соседе и давнем конкуренте – Индии, которая тоже хотела бы получить заманчивые активы Шелл. В этой рыночной гонке Китай даже готов идти на дисконты с Россией, лишь бы сохранить свое лидерство.
Золото
Кстати, интерес к золоту как к удобной валюте в условиях жестких банковских санкций и раскола мира на два лагеря стал одной из важнейших примет нынешний весны и лета. Причем особую пикантность этой теме придают сами российские власти и законодатели. Отмена тысяч плановых и внеплановых проверок бизнеса, включая золотодобывающие компании, лицензии которым МПР продолжает выдавать без согласия местных властей и без экологической экспертизы, открыла широкий доступ на черный ранок золота, добытого с чудовищными экологическими нарушениями на Дальнем Востоке и в Сибири. С другой стороны, Госдума практически приняла крайне опасный закон о так называемом «вольном приносе», легализующем частную практику приискательства, а следовательно, и само золото, добытое частными лицами неизвестно где. В результате только в Хабаровском крае за первое полугодие 2022 года объем добычи вырос на 16 %, достигнув 9,1 тонны. Общий годовой объем добытой золотой руды в крае достиг 9 миллионов тонн, выведя регион на 4 место в России по этому параметру.
Как заявил в конце 2021 года Председатель Союза золотопромышленников России Сергей Кашуба, китайские компании проявляют устойчивый интерес к инвестициям в крупные золотопромышленные проекты в России. Китайцы скупают пакеты акций, чтобы иметь доступ к дешевому золоту надолго, обеспечить безопасность национальной экономики и заодно способствовать становлению юаня как международной валюты. Такую активность в последнее время уже продемонстрировала группа китайских компаний, в числе которых Zijin Mining, China Gold, Zhaojin Mining Industry, Shahdong Gold. Этих инвесторов привлекает растущая цена золота, а также существенные налоговые льготы для компаний в Забайкалье и Амурской области. При инвестировании более 50 млн рублей в течение 3 лет или 500 млн в течение 5 лет компания получает 10-летнюю скидку по налогу с прибыли и освобождение на 2 года от уплаты НДПИ. После получения первой прибыли инвестор остается свободен от выплаты 2 % федерального налога на прибыль еще в течение 10 лет, и также имеет шанс получить подобную скидку от региональных властей, которые всегда рады поддержать любого инвестора.
Самая популярная модель для привлечения китайских инвесторов в золотодобычу в Сибири – участие китайских компаний в качестве со-инвесторов с государством. Китайцы обычно требуют стопроцентных гарантий для своих инвестиций, поэтому на межправительственном уровне уже подготовлен список из 60 проектов в разных отраслях, которые будут поддержаны правительством России. Золотопромышленники составляют значительную часть этого списка, среди которых месторождение «Наталка» в Магаданской области с запасом в 1500 тонн, которое осваивает компания «Полюс» Сулеймана Керимова. Входит в список и месторождение «Сухой Лог» в Иркутской области (1028 тонн).
Автомобильный бизнес
Сходную стратегию применяют китайские компании и на дальневосточном автомобильном рынке, который изначально, с ранних 1990-х, был прочно занят японскими гигантами. С уходом японской Мазды из владивостокского сборочного предприятия Соллерс, в августе во Владивосток впервые за ковидные годы прибыла представительная делегация автомобильных концернов Китая - Zhejiang Geely Holding Group, владелец Swedish Volvo, и крупнейший производитель специального оборудования Sany Heavy Industry. Если Geely планирует заместить в Соллерсе ушедшую Мазду, то Sany стремится вытеснить с дальневосточного рынка бульдозеров и экскаваторов доминирующих здесь сегодня японских и белорусских машиностроителей.
Уголь
На Китай сейчас возлагают особые надежды и угольщики ДВ-Сибири, поскольку другие партнеры из АТР, до недавнего так же игравшие важную экономическую роль, сворачивают торговые отношения с Россией. Председатель совета директоров АО «Колмар Груп» Анна Цивилева рассказала, что после 24 февраля компания столкнулась с проблемами сбыта продукции и ухудшением инвестклимата. Япония, с которой были заключены долгосрочные контракты и выстроены надежные отношения, отказалась от покупки российского угля. То же произошло с Южной Кореей. Компания сейчас выстраивает отношения и заключает контракты с Малайзией, Индией.
Наличие собственного глубоководного терминала близ Ванино обеспечивает «Колмару» возможность загрузки крупнотоннажных судов и делает перспективы реальными с точки зрения высокого запроса индийского рынка. Таким образом группа «Колмар» пытается избежать жесткой зависимости от китайского рынка, склонного к монополизации и дисконту в торговых сделках несмотря даже на резкое удорожание коксующегося угля из Австралии. Член совета директоров АО «СУЭК» Сергей Твердохлеб считает, что такая ситуация может продлиться в течение двух лет. Нас будут разводить, у нас всегда будут покупать дешевле, чем у других, используя уязвимое положение России. Не следует также забывать о проблемах с сильно перегруженными Транссибом и одноколейным БАМом, над увеличением пропускной способности которых в последние годы трудится РЖД. Перегрузка приводит к простоям вагонов, заторам на станциях и, в конечном итоге, к срывам сроков, простоям судов и крупным финансовым и имиджевым потерям для всех участников угольного рынка.
Зерно
На фоне недавнего глобального кризиса с поставками зерна из-за событий в Украине власти России, и особенно южных регионов ДВ-Сибири как значимых производителей зерна обратили свое внимание и на рынки этого вида ресурсов
В рамках рабочей поездки в Забайкальский край Юрий Трутнев ознакомился с ходом строительства первого в России и в мире зернового железнодорожного терминала Забайкальск–Маньчжоули. Терминал является ключевым элементом программы «Новый сухопутный зерновой коридор Россия – Китай», которая получила одобрение Президента Путина и Председателя Си в 2016 году. Работы осуществляются в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт».
Этот объект станет первым в мире специализированным сухопутным зерновым терминалом полного цикла. Он будет соответствовать требованиям Россельхознадзора и отвечать уровню биобезопасности и требованиям ГТУ КНР в вопросах прослеживаемости, безопасности, раздельного хранения и перевалки до 8 млн тонн в год зерновых, зернобобовых и масличных культур. Запуск терминала снимет инфраструктурные ограничения по доступу отечественных, в первую очередь дальневосточных и сибирских производителей и экспортеров на крупнейший в мире рынок Китая, а также простимулирует рост производства в данных регионах.
«Уникальный по своим техническим характеристикам и уровню биобезопасности, имеющий стратегическую значимость для России при формировании новых цепочек в Восточном направлении, Забайкальский зерновой терминал – не столько экспортные ворота, сколько точка старта для увеличения производства зерна на территории от Урала до Дальнего Востока. Речь идет об удвоении, а в дальнейшем и утроения объёмов производства зерновых, а это укрепление и собственной продовольственной безопасности, и увеличение роли России в формирование продовольственной безопасности Большой Евразии», – рассказал генеральный директор ООО «Забайкальский зерновой терминал» Карен Овсепян. На строительстве круглосуточно трудятся более 300 строителей. Все инвестиции в проект – частные, их объём составит 9,5 млрд рублей, более 8 млрд уже вложено группой компаний. Монтаж оборудования заканчивается. РЖД подтвердили проход первого состава для пуско-наладочных работ, к первому сентября готовность – 2,5 тысяч тонн отборной сои на элеваторе ждут торжественной отгрузки.
Лес
Многочисленные проблемы лесопромышленного комплекса Дальнего Востока и Сибири, в основном ориентированного на экспорт продукции в Китай, известны уже больше четверти века, и широко освещаются в прессе, Интернете и на лесном форуме Гринпис. Они связаны с глубинными пороками российского законодательства, низкой правовой культурой, разрушением в 2000 году Федеральной лесной и Государственной природоохранной служб как самостоятельных ведомств, массовым доступом китайских предпринимателей и капиталов в лесной бизнес России, коррупцией в надзорных и таможенных органах, и множеством других причин. Начиная с декабря 2020 года ограничения связаны с мерами по недопущению ввоза в Китай коронавирусной инфекции, введенными властями Поднебесной и с запретом на вывоз круглого леса из России с 2022 года. С января 2021 года Китай не принимает российские сертификаты о дезинфекции груза и контейнеров для его перевозки. По новым правилам на этапе пропуска тестирование, забор проб и санобработка грузов и контейнеров проводятся только китайской стороной — специалистами Главного таможенного управления Китая. Поезд без обработки не может быть пропущен на погранпереходе внутрь КНР.
Все последние годы лесопереработчики Сибири отправляли древесину в Китай в основном через два погранперехода - Наушки в Бурятии и Забайкальск в одноименном крае. В январе-феврале, когда в Наушках скопилась очередь товарных поездов из-за короновирусных проверок (ограничения объявлялись Китаем за это время 11 раз, в общей сложности простой перехода составил 75 дней), составы стали отправлять в Забайкальск, за 1200 км. Но вскоре трудности возникли и там. С марта часть составов направили уже через погранпереходы в Приморье, в основном Пограничный-Суйфэньхэ, и в Казахстане. Там тоже действуют ковидные ограничения, но в этих пунктах меньше очередь на обработку, и конвенционный запрет на пропуск российских поездов пока Китаем не объявлялся.
В январе-мае текущего года объем экспорта пиломатериалов из РФ вырос на 10% относительно аналогичного периода 2021 г., до 11,2 млн куб. м. Основу экспорта составили доски, брус, сырье для производства досок (пиловочник), балансовая древесина и фанкряж (из него изготавливается шпон для изготовления фанеры). Порядка 70% от общего объема поставок пришлось на КНР и Узбекистан, поставки в данные страны выросли на 13%, до 7,8 млн куб. м. Существенный рост поставок в Китай (5,24 млн куб. м, рост на 18,8%) произошел после падения в 2021 г. на фоне пандемийных ограничений, когда за пять месяцев было продано 4,4 млн куб. м. Рост поставок начался в марте текущего года (на 19,6% по отношению к марту 2021 г.), в апреле рост достиг 22,6%, а в мае – 18%. Крупными поставщиками продукции в Китай среди работающих на востоке РФ компаний являются Segezha Group и «Тимбертранс» (крупный переработчик в Иркутской области, в 2021 г. перешедший под контроль Segezha Group).
При этом по данным таможни КНР, импорт российских пиломатериалов в январе-апреле 2022 г. вырос только на 1,2%, на что влияет спад объемов домостроения в Китае. Расхождение в данных «Рослесинфорга» и таможни КНР может быть обусловлено тем, что российские компании, указывая Китай в качестве пункта назначения, могут поставлять пиломатериалы на другие направления, в том числе в порядке реэкспорта (включая европейское направление). Что касается необработанной древесины, то за пять месяцев 2022 г. ее экспорт сократился на 44,1%, до 3,2 млн куб. м. Наибольший объем пришелся на Китай – 1,4 млн куб. м (44% от общего объема), хотя по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. поставки снизились в два раза. В отрасли обращают внимание на переизбыток сырья на внутреннем рынке, поскольку лесопромышленные предприятия сократили потребление на фоне проблем с экспортом, часть заводов прекратили закупки круглых лесоматериалов. В связи с этим также снижаются объемы лесозаготовки.
Участие китайского капитала в лесопромышленной отрасли ДВ-Сибири является давним, очень существенным и совершенно логичным географически. Прежде всего это касается мелких и средних предприятий, оказавшихся на грани банкротства из-за запрета на вывоз круглого леса. Однако выходом для них может стать кооперация с крупными холдингами, которые в свою очередь могут лишиться крупных иностранных инвесторов. В марте о намерении продать долю в группе «Илим» заявила американская компания International Paper (владеет 50%), уже вложившая в группу более 3 млрд долларов. «Илим» - наиболее значительное предприятие с иностранным участием в лесном секторе РФ, самый крупный производитель бумаги и целлюлозы, объединяющий предприятия в Иркутской и Архангельской областях. Группа планирует в 2023 г. завершить строительство целлюлозно-картонного комбината «Большой Усть-Илимск» мощностью более 600 тыс. тонн готовой продукции в год.
В дальневосточных регионах уход из отрасли иностранных инвесторов пока не наблюдается. В правительстве Хабаровского края высказывали опасения по поводу запрета на вывоз в Японию лесоматериалов, в том числе шпона, в связи с участием в крупном дальневосточном лесопромышленном холдинге RFP Group японской компании IIDA, уже инвестировавшей 400 млн долларов в погашение долгов бывших собственников и техническое перевооружение. В Приморском крае японские инвесторы участвуют в компании «Тернейлес» - 45% принадлежит Sumitomo Corporation. Резидент СПВ - компания с китайским капиталом ООО «ДК Чан Шэн» планирует создать на территории Уссурийского авторемонтного завода предприятие по производству OSB-плит, опалубки и фанеры из разных пород деревьев. Инвестор приобретает машины, оборудование и технологические линии по изготовлении ламинированной фанеры и ориентированно-стружечных плит. Древесина должна поставляться лесными хозяйствами Кировского, Чугуевского и Красноармейского районов. К концу текущего года компания рассчитывает приступить к производству и поставкам готовой продукции в дальневосточные регионы.
Несмотря на опасения, серьезные санкции пока обходят лесной экспорт из России стороной – проблемы возникают в основном при валютных взаиморасчетах. Лесопромышленные компании в марте предлагали введение антикризисных мер для отрасли, включающих субсидирование кредитных ставок отраслевых предприятий, пересмотр системы арендных платежей на лесные участки (чтобы взимать их, исходя из фактических объемов заготовки, а не за расчетную лесосеку), перенос графиков реализации приоритетных инвестиционных проектов не менее чем на два года.
Предлагается запретить поставщикам электроэнергии отключать предприятия за неуплату, упростить процедуру возмещения НДС, а в связи с вынужденной переориентацией части экспорта с западного направления на восточное (запрет на импорт лесной продукции из РФ был введен ЕС 8 апреля) – увеличить субсидирование транспортных расходов, распределяя субсидии среди большего числа предприятий, хотя и в меньшем объеме. Предлагаемые транспортные льготы также включают понижающий коэффициент к существующему железнодорожному тарифу. Но все эти меры не имеют для Сибирских компаний существенного значения. Здесь главная забота при росте объема перевозок леса – перегрузка железнодорожной инфраструктуры, ковидные и фитосанитарные барьеры в Китае. В итоге в правительстве были одобрены мораторий на увеличение ставок платы за использование лесов на год, продление на полтора года сроков реализации приоритетных инвестпроектов, продление сроков выполнения обязательств инвестора по созданию лесоперерабатывающей инфраструктуры с 1 марта по 1 сентября 2023 г., а также продление сроков кредитов из Фонда развития промышленности (ФРП) для лесопромышленников на пять лет. Однако в отрасли такие меры сочли недостаточными.
Весной был вновь поднят вопрос о возвращении в отрасль бумажного документооборота, отмененного в начале года после запуска системы электронного учета оборота древесины и продукции из нее ЛесЕГАИС. Сроки обязательств предлагалось перенести на 2025 г. или перевести систему в тестовый режим. В качестве аргументов назывались невозможность приобретения необходимого оборудования, общая неподготовленность системы, регулярные сбои в работе и частое отсутствие интернета. Тем не менее, вице-премьер В.Абрамченко заявила, что правительство не пойдет на предоставление отсрочек из-за необходимости усиления борьбы с незаконным оборотом древесины.
В апреле операторы лесного рынка ДВФО обратили внимание профильного вице-премьера В. Абрамченко на логистические трудности, с которыми столкнулись производители топливных гранул, в связи с тем, что затраты на транспортировку оказались соизмеримыми с ценой товара в порту или превысили ее. Так, погрузка топливных гранул в порту Владивосток весной обходилась в 148 долларов на тонну при стоимости тонны в порту в 132 доллара. Было выдвинуто предложение о субсидировании затрат на транспортировку пеллет через Владивосток, создании в ДФО необходимой портовой инфраструктуры и стимулировании спроса в стране. Из-за рисков потери рынков сбыта пиломатериалов с высокой добавленной стоимостью за границей в ассоциациях предлагали ввести кредитование по ставке не более 10% годовых на переориентацию производств на внутренний рынок и пополнение оборотных средств.
Минпромторг тем временем все же планирует до конца текущего года отменить действующие экспортные пошлины на сырые пиломатериалы, рассчитывая, что такая мера поможет дальневосточным компаниям, не имеющим собственных сушильных мощностей. Обнуление пошлин готовится для пиломатериалов влажностью свыше 22% (за исключением изготовленных из дуба, бука, ясеня), в настоящее время ставка для них составляет 10%. Соответствующее предложения были подготовлены по поручению В.Абрамченко. Неизменными должны остаться пошлины для грубо обработанных пиломатериалов толщиной не более десяти сантиметров. Как считает глава Ассоциации «Дальэкспортлес» Александр Сидоренко, регион находится в условиях международной, глобальной конкуренции – с США, Канадой, Новой Зеландией, Европой, и лишь на стадии лесозаготовки конкурентоспособен. Когда мы начинаем деревообработку, наша себестоимость вырастает резко и мы вынуждены продавать себе в убыток. В текущих условиях Дальний Восток может в лесной отрасли конкурировать на международных рынках только на уровне сырья.
Для решения проблем с поставками техники и запчастей европейских марок для отрасли эксперты полагают необходимой организацию на правительственном уровне их поставок через третьи страны, а также разрешение участникам приоритетных инвестпроектов перерабатывать заготовленную древесину на мощностях сторонних предприятий до ввода в эксплуатацию собственных. Кроме того, предложения включают разрешение продавать экспортные доходы по биржевому курсу либо курсу ЦБ, так как компании теряют более 30% выручки, когда банки проводят операцию по продаже валютной выручки по своему курсу.
=====
Одним словом, несмотря на явно затянувшуюся ковидную блокаду Китая, похоронившую уже немало бизнес-проектов, несмотря на сложные модели и тяжелый характер российско-китайских переговоров вокруг цен, и даже на давление мировых лидеров также и на китайские компании, связанные с Россией, тенденция углубления китайского капитала в инфраструктуру. ресурсные отрасли и в целом в экономику Дальнего Востока и Сибири, точнее ее новая мощная волна прослеживается по всему региону и по всем отраслям. Симптоматично при этом, что, в отличие от нулевых годов, этот процесс идет невидимо для обывателя: толпы китайцев из наших городов, сел и гостиниц уже три года как исчезли, активно замещаются узбеками, киргизами и таджиками. Тем сложнее ощущать эту незримую инвазию в капиталы, проекты, территории и ресурсы. И тем она может быть опаснее своими последствиями, прежде всего экологическими.