Горнодобывающая промышленность

УГОЛЬНЫЕ ТЕРМИНАЛЫ ПРИМОРЬЯ

Статьи

Стимулы, движители, угрозы, перспективы

Ситуация на ноябрь 2015 года


В настоящее время в Приморье действуют и проектируются следующие терминалы для отгрузки угля на экспорт.

Действующие

1 -  Угольный терминал ОАО «Восточный порт» (бухта Врангель)

2 -  Не приспособленный для угля комплекс в торговом порту Находка. Владелец 
– ОАО «ЕВРАЗ-НМТП». 

3 - Интермодальный угольный терминал на мысе Астафьева (г. Находка). 
Владелец - ОАО «Терминал Астафьева» (Руслан Кондратов).
      Объем перевалки - 6 млн тонн в год.

4 -  Не приспособленный для угля причал в ОАО«Владморрыбпорт»

5 -  Не приспособленный для угля причал в ОАО «Владивостокский морской 
торговый порт» (ОАО "ВМТП"), экспортер – ЗАО«Дальтрансуголь», 
входящий в холдинг ОАО «СУЭК»  

6 -  Не приспособленный для угля причал в порту Посьет (компания«Мечел», 
центр памятника природы «Бухты залива Посьет»)

Проектируемые:

7 - Заказчик - ЗАО «Холдинговая компания «Сибирский Деловой Союз» (ХК «СДС-
      Уголь»,Кемерово) 
      Объект – Морской порт Суходол(Шкотовский район)
Оператор проекта - ООО «Морской порт Суходол», 
Мощность - 20 млн. тонн в год, планировался запуск в 2015 г. 
      Первичный инвестор («Volga-Group» Геннадия Тимченко) из проекта вышел.
      Реальные инвесторы (со слов гендиректора Колбасюка) – российские и 
      зарубежные банки (названия не раскрываются). 18 млрд рублей (цены 2012 г.)

8 -  Заказчик – группа «Сумма».
      Объект - Угольныйтерминал «Север» в порту Восточный.  
      Оператор проекта- ЗАО «ПО «Приморнефтегазпром»
      Мощность – 20 млн. тонн, 1 очередь – 7 млн в 2018 году.
      Инвестор - Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), планируется
привлечение ведущих международных инвесторов.

9 -  Заказчик – ООО «Порт «Вера» (ген. директор Евгений Диев)
      Объект - угольный терминал в районе мыса Открытый и бухты 
Беззащитная (ЗАТО Фокино)
      Проектировщик – ЗАО «Росинжиниринг» 
      Мощность -   20 млн тонн в год . Запуск первой линии – 2019 год,
Основной инвестор - «РТ – Глобальные ресурсы» (дочернее предприятие 
госкорпорации «Ростех»), возможные инвесторы - китайская ShenhuaGroup,
корейская KOWEPO - Korea Western Power.
10 - Заказчик - группа компаний "Беркут" (Хасанский район, Д.Текиев)
     Объект - Специализированный угольный комплекс в пос. Славянка
    (Хасанский район)
     Оператор - ОАО "Международный морской перегрузочный терминал" (ММПТ)
      Мощность - до 8,5 млн тонн в год. Стоимость проекта - $180 млн. 
    Инвестор – неизвестен.

Факторы, способствующие активизации угольного экспорта в АТР и росту его объемов в последние 3-4 года.

1 – вытеснение угольной генерации из стран Европы в связи с высокими 
экологическими стандартами в энергетике и падение спроса на уголь
2 -  санкции Евросоюза против поставок продукции определенных крупных компаний из России
3 -  резкое удешевление рубля, приведшее к повышению конкурентоспособности российского угля на мировом рынке
4 -  государственная стратегия поддержки угольной отрасли как градообразующей в большинстве добывающих регионов
5 -  экономическая заинтересованность добывающих регионов и транспортных компаний в сохранении и развитии отрасли
6 -  вытеснение угля из отечественной генерации за счет снижения внешнего спроса на газ и развития газовой генерации

Факторы, которые могут способствовать ограничению угольного экспорта:

1 – экологические риски при добыче и открытой перевалке угля в портах
2 -  отсутствие долговременной экономической стратегии у угольных компаний, игнорирование рыночных тенденций
3 -  быстрое сокращение спроса на уголь в Китае в рамках масштабной экологизации энергетики
4 -  отказ компаний от капиталовложений в соблюдение наилучших доступных технологий закрытой перевалки угля
5 -  активное гражданское протестное движение против перевалки угля на неприспособленных терминалах и создания новых в освоенных, рекреационных и сельскохозяйственных регионах.
6 -  активизация глобального движения по ограничению выбросов углерода в атмосферу и стабилизации климата.

Реальность такова, что вторая группа факторов практически не работает и не учитывается в процессе реализации государственной стратегии по ускоренному развитию Дальнего Востока и привлечению в него масштабных инвестиций. Попытка губернатора Приморья под давлением природоохранной общественности запретить реализацию новых проектов угольных терминалов, ориентированных на открытую перевалку остается полумерой. Поскольку, как видно из приведенного перечня терминалов, фактически все действующие порты сейчас активно перерабатывают огромные объемы угля без всяких попыток ограничить распространение угольной пыли на природные комплексы и жилые зоны. 

Очевидная причина такого положения универсальна для всех видов хозяйственной деятельности в нынешней России – отсутствие реальной управляющей и контролирующей роли государства, игнорирование действующего законодательства компаниями и игнорирование нарушений закона надзорными органами. Возможности общественного контроля государство также всячески ограничивает. Реально отрасль реагирует исключительно на факторы рынка – цену и спрос. Это создает единственную возможность для ограничения добычи и экспорта угля – неизбежное падение спроса и закупочных цен в ближайшие годы.
Но чтобы этот фактор сработал эффективно и с минимальными социально-экономическими потерями, необходима активная информационно-просветительская кампания во всех регионах, вовлеченных в весь цикл угольного бизнеса, от добычи до генерации. Кроме этого, необходимо активизировать работу с органами власти в регионах по профессиональной переориентации работников отрасли, созданию альтернативных видов занятости, в том числе путем заблаговременного отвлечения на это части прибылей, получаемых угольными компаниями. 

На эту тему членам Сосновской коалиции в своих регионах необходимо провести в 2016 году серию переговоров с вовлеченными в угольный бизнес компаниями и региональными властями, осуществить серию публикаций и дискуссий на общественных советах и палатах. Имеет смысл вовлечь в эту кампанию подразделения Общероссийского народного фронта, который охотно берется за серьезно обоснованные инициативы в интересах сбалансированного регионального развития. 

В рамках работы по подготовке аналитического обзора отрасли к конференции в 2016 году необходимо провести экономический анализ каждой из вовлеченных компаний в динамике за последние 3 года. Для этого членам рабочей группы по углю следует предоставить автору обзора имеющиеся материалы. Автору необходимо также принять участие в Восточном экономическом форуме – 2016 во Владивостоке, где будут обсуждаться перспективы отрасли и проекты.