Лесопользование и сертификация

СУЙФЭНЬХЭ: РОССИЙСКИЙ УДАР ПО ТЕНЕВОМУ ЛЕСНОМУ РЫНКУ

Статьи

Без малого год назад в Улан-Удэ Президент поручил Госсовету навести порядок в лесопользовании и покончить с лесным криминалом, разоряющим дальневосточные леса на протяжении 20 лет. Президент очевидно устал слушать стенания общественности, мировой и своей, и лесного бизнеса по поводу проблем с нелегальным лесопользованием, и видеть жалкие попытки чиновников победить коррупцию в своих собственных рядах. И все мы давно устали наблюдать, как на украденной у нас древесине как на дрожжах вырастают приграничные китайские города и деревообрабатывающие комбинаты, как заполняют мировые рынки мебель и паркет, изготовленные из украденного в Приморье первосортного дуба. Как показал опубликованный в минувшем году аналитический доклад WWF, объемы экспорта этой породы в Китай за 2010 год почти вдвое превысили объемы его разрешенной заготовки.

И вот наконец свершилось: в конце 2013 года Госдума приняла исторические дополнения к Лесному Кодексу, создающие правовую основу и специальную структуру для контроля и регулирования оборота древесины на рынке, особенно ценных пород. Аналогичный закон № 332-КЗ 19 декабря подписал приморский губернатор. Оба документа за предстоящие два года предусматривают создание единой информационной системы по учету оборота древесины, которая позволит любому органу власти, надзорным органам и гражданам в любой момент проверить, насколько древесина, поступающая на экспорт, соответствует разрешенным для заготовки объемам и породам на конкретных территориях.

Оба закона, с воодушевлением встреченные экологами и честными правоохранителями, серьезно всколыхнули лесопромышленное сообщество. По мнению многих его представителей, новая система ввергнет честных заготовителей и операторов рынка в необходимость плодить ворох новых бумаг, заявок, регистрационных журналов и отчетов, лесников заставит заниматься несвойственной для них возней с перевозочными документами и торговыми контрактами. В то время как для таможенников никаких перемен не предусмотрено: как контролировали они экспортные партии по электронным декларациям, проводя реальный досмотр лишь по отдельным сомнительным партиям леса, так и будут. Более того, теоретически самый строгий документ при экспортелеса, фитосанитарный сертификат, выдаваемый Россельхознадзором зачастую без проверки самой древесины, на основе сложившихся связей, доверия или физической невозможности проверить все, остается таким же фиктивным заслоном на пути незаконной древесины «за бугор», как был много лет. Хотя было бы достаточно просто заставить эту надзорную структуру выполнять свою работу честно, не создавая еще одной службы для обеспечения Единойинформационной системы.

Тем не менее, законы приняты, процессы запущены, и теперь задача всего лесного сообщества – не позволить этому процессу превратиться в фикцию и бесполезную суету, как было уже много раз прежде. Напомним, что транспортные сертификаты, предназначенные для сквозного контроля древесины от места вырубки до границы, вводились в Приморье еще в конце 90-х, были успешны год-полтора несмотря на все попытки обмануть и подделать их, в том числе с помощью исчезающих китайских чернил. Но были отменены российскими прокурорами, твердо стоящими на страже интересов лесного криминала, защищенного Гражданским кодексом. Были попытки вводить милицейский контроль на дорогах, сразу утонувшие в коррупции, были усилия по ограничению числа оптовых площадок и их жесткому контролю. Но сила ГК и закрытость процессов от общества сводили все на нет. 

Сейчас, похоже, все по-другому, и даже покупателей – китайцев нашим законодателям удалось напрячь всерьез. Важно напомнить, что принятые поправки в Лесой кодекс – далеко не подвиг, а всего лишь запоздалая попытка российских законодателей исполнить свои обязательства по Санкт-Петербургской декларации от 25 ноября 2005 года по «Правоприменению и управлению в лесном секторе» (ENA-FLEG), подписанной правительствами 44 стран Европы, Северной Азии и США. В прилагаемом к Декларации Российском плане действий прямо сказано: «Содействовать сбору, синтезу и обмену данными об импорте-экспорте лесопродукции и их интеграции в международные открытые базы данных, использовать системы отслеживания древесины и новые базы данных по приграничной торговле».

За прошедшие с тех пор 8 лет такие системы создали все главные страны-потребители древесины – Япония (акт о «зеленых» госзакупках от 2007 года), США (дополнения к АктуЛэйси от 22 мая 2008 г.) и Европа (Еврорегламент ЕС 995/2010 ). Россия с Китаем, крепко сцепившиеся в объятиях черного лесного рынка, держались до последнего окрика российского Президента. Теперь Китай остался один, и по этой причине ему в подмогу международное сообщество аналитиков лесного рынка из России, США и Европы провело в Суйфэньхэ международный семинар по проблемам и механизмам легализации мирового оборота древесины. В большом пригородном пансионате откровенно русского стиля, столь же откровенно созданном целиком из дальневосточной древесины, собрались представители науки, региональных и национальных лесных администраций, бизнес-партнеров и общественных организаций. Собрались, чтобы объяснить китайцам: вы теперь – последние в цепочке от леса вПриморье  до деревянного дивана в Америке, и вам пора стать прозрачными и отказаться от сомнительной древесины, как это сделала наконец Россия. Тоже сильно запоздавшая.

Как отметил на открытии семинара глава Департамента Минприроды России Александр Мариев, у нас недавно приняты Основы государственной лесной политики, итребование устойчивого управления лесами в нем – центральное. Главная цель – баланс экологических, экономических и социальных интересов в лесу. Мы все стремимся к устойчивой и законной лесной торговле,и Россия сделала этот шаг. Прежде таких норм в стране просто не было. Дополняя его, зам. директора Дальневосточного НИИ лесного хозяйства Александр Алексеенко сказал, что власти ДВ региона ответственно относятся к исполнению поручений Госсовета и президента. Впервые лесное законодательство регулирует отношения за пределами лесов. Примечательно, что древесина, полученная в порядке рубок ухода,также подлежит также учету до ее вывозки из леса.  Доступ к данным информационной системы будет открыт через портал госуслуг для силовых структур, органов управления и граждан для планирования оперативных мероприятий по контролю. Внедрение информационной системы рассчитано на 2 года. При этом система будет взаимосвязана с базами данных других органов и структур. Будет разработано 15 Постановлений правительства, 6 приказов МПР и 5 приказов Рослесхоза. Систему уже опробовали в двух лесничествах Хабаровского края и в Чугуевке.    

К сожалению, китайских таможенников, ученых и чиновников наш российский прорыв к легализации лесного рынка если и заинтересовал, то дискуссии не получилось. Не получив, видимо, полномочий на дискуссию от партийных боссов, главные потребители нашего леса в своих выступлениях отделывались пустыми декларациями о том, что «нам предстоит сделать». В том числе о том, какие масштабные планы есть у Китая по освоению наших лесных ресурсов от Приморья до Забайкалья. На вопросы о тотальной коррупции в лесном бизнесе Дальнего Востока и Сибири представители китайском компаний, действующих в России много лет, скромно пожимали плечами: им такие случаи неведомы. Зато в ответ на представленный аудитории анализ ситуации в криминальном лесном рынке от неправительственных организаций (WWFи EIA – Агентство экологических расследований), с которым выступил Брайан Милаковски (WWF-Амур) единственный вопрос возник у профессора Вэнмин Лу из Лесной Академии Китая: какой же лес вы считаете нелегальным? Хотя ответ на него и профессору, и тем более россиянам давно известен и официален: любой, заготовленный с нарушениями законов и правил.   

Знаменательным было выступление зам. начальника таможни Суйфэньхэ товарища Цзин Хонман. Она призналась аудитории, состоявшей более чем из 100 участников, в своей искренней любви к лесам и природе, в том числе российской, однако с сожалением заметила, что в Китае законов о контроле легальности происхождения импортируемой древесины пока нет… Дополняя ее, мадам ЧжанЛиян из Китайского центра торговли лесопродукцейсказала, что их система отслеживания перепродаж лесопродукции находится в самом начале, и говорить о перспективах еще очень рано. Зато заместитель Генерального секретаря китайского Центра международной лесной торговли доктор Су Хайинне преминул напомнить, что на Дальнем Востоке России слишком много перестойного леса, и его необходимо использовать к взаимной выгоде и удовольствию обеих стран. И ни слова о сохранении естественных лесов, ценных местообитаний редких видов.
В завершение семинара российские и зарубежные участники высказали единодушные пожелания китайским коллегам – поспешить с созданием прозрачной системы контроля оборота лесопродукции, если они не хотят потерять для своего экспорта самые престижные рынки мира, ставшие экологически и юридически весьма чувствительными.