Законодательство и нормотворчество

Коррупция и природопользование

Статьи
20-21 апреля в Москве прошел XI ЕВРАЗИЙСКИЙ АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ ФОРУМ «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ В ПРАКТИКЕ, НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ»

Мероприятие проходило под председательством директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Т. Я. Хабриевой. В его работе также приняли участие статс-секретарь - заместитель министра юстиции РФ П.А. Кучеренко, председатель ассоциации юристов стран Черноморско-Каспийского региона И.М. Рагимов, заместитель председателя Следственного комитета России А.В. Федоров, референт управления Президента РФ по противодействию коррупции В.В. Белинский, полномочный представитель Правительства РФ в конституционном и Верховном суде РФ М.Ю. Барщевский, заместитель Генерального прокурора РФ Ю.А. Пономарев, ректор СПбГУ Н.М. Кропачев, руководители органов государственной власти из 26 субъектов России, а также ведущие ученые и эксперты из Армении, Белоруссии, Казахстана, Китая, Киргизии, Таджикистана и других стран. руководители  и ведущие специалисты  профильных комитетов Федерального Собрания РФ, Министерства юстиции РФ, правоохранительных органов, всех  юридических академических ВУЗов России.

В своем выступлении Председатель СК России А.И. Бастрыкин, в частности, отметил высокую «коррупционноемкость» сферы природопользования и охраны окружающей среды.

Кстати, именно эта сфера имеет наиболее низкие показатели по количеству вынесенных обвинительных приговоров, и это касается не только дел о взятках (ст. 290 УК РФ), но и злоупотребления служебным положением, превышения служебных полномочий должностными лицами, коммерческого подкупа («откатов» по договорам).

Лидируют в этой категории антикоррупционных уголовных дел приговоры, связанные с нарушениями правил лесопользования, охоты и рыболовства при явном дефиците дел по загрязнению окружающей среды. При прогрессирующем росте латентной преступности в сфере природопользования и экологии, являющейся основой всей экономики страны и обладающей огромной финансовой емкостью, и стоимостью природных ресурсов на многие порядки превышающей балансовую стоимость всех производственных фондов страны, просматривается недостаток внимания правоохранительных органов к этой сфере.

В какой-то мере обнадеживает тот факт, что в составе Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета России, ФСБ России созданы специализированные управления по надзору за соблюдением природноресурсного и экологического законодательства.

Однако пока еще факты выявленной коррупции в этой сфере все еще носят единичный характер.

Поскольку автору этих строк в соответствии с приглашением оргкомитета предложено было принять участие в круглом столе Форума на тему «Научные подходы и практические решения по противодействию коррупции в эколого-ресурсной сфере», приведу заметки и впечатления об этой научно-практической дискуссии.

В ходе сессионного обсуждения темы ведущими юристами России было озвучено более 10 докладов по проблемам коррупциогенности сферы управления отходами, земельных отношений, охраны и использования водных биологических ресурсов, при выдаче разрешений на природопользование и нормировании воздействия на окружающую среду, расходования бюджетных средств на природоохранные цели, лесопользовании. Кстати, с удивлением узнал, что лесной комплекс Республики Башкортостан не приносит (данные за 2019 г. – авт.) прибыли государству в отличие от ряда других субъектов федерации, а на природоохранные цели в России тратятся лишь 2% от взысканных природоохранных штрафов и исков.

Приведу и озвученные мной в ходе дискуссии тезисы по обсуждаемой проблеме. В частности, пришлось обратить внимание на факторы, способствующие росту коррупциогенности следующих направлений в природоохранной деятельности:
- информационная закрытость процедур проведения государственных градостроительной и экологической экспертиз проектной документации (включая формирование экспертных комиссий – авт.) «Главгосэкпертизы» Минстроя РФ, Росприроднадзора и региональных управлений государственной экспертизы;
- полное отсутствие публичной отчетности о мерах по охране окружающей среды, в частности о результатах федерального экологического надзора и разрешительной деятельности, территориальных управлений Росприроднадзора;
- отсутствие внимания правоохранительных органов к профилактике коррупции в сфере государственного надзора за обращением с отходами производства и потребления в регионах (особенно с опасными промышленными отходами – авт.);
- отказ органов прокуратуры от привлечения экспертов общественных организаций к работе межведомственных рабочих групп по экологической безопасности, что идет в разрез с приказом Генерального прокурора РФ от 15 апреля 2021 г. N 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере»;
- противодействие промышленного лобби в присоединении России к Орхусской конвенции «О доступе к информации,участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды».

С учетом того, что уровень коррупции (особенно скрытой – авт.) в сфере природопользования и экологии в России неизбежно будет возрастать, в качестве мер по снижению коррупции в сфере экологии участники дискуссии предложили также восстановление муниципального экологического контроля, реальное раскрытие экологической информации и информации о расходовании бюджетных средств, выделяемых на природоохранные цели, информации о разрешениях на природопользование, развитие и поддержку государством общественного и муниципального экологического контроля, объединение процедур общественных экологических обсуждений и публичных слушаний по градостроительной документации и т.д.

Чего лично мне не хватило в этом мероприятия, так это основного обзорного доклада по анализу коррупции в природопользовании и охране окружающей среды с приведением конкретных данных, отсутствие проекта итоговых рекомендаций о корректировке законодательства, о формах и методах борьбы с коррупцией при использовании выделяемых финансовых средств (включая пресловутые «откаты» -авт.), со злоупотреблением служебным положением, превышением служебных полномочий, халатностью, бездействием должностных лиц в данной публичной и супер важной для будущего нашей цивилизации сфере.