Морские экосистемы

АТЭС ПЕРВЫЕ «ЛАСТОЧКИ»… С ОРЛИНЫМ КЛЮВОМ

Статьи
Бухту Труда на Русском знают все, кого – по должности или по-человечески – волнует чистота наших акваторий. В долгие советские годы командование Тихоокеанского флота избрало этот тихий уголок в бухте Новик в качестве свалки списанных кораблей, ничуть не беспокоясь о том, как это будет выглядеть и как повлияет на людей и природу. Все было у флота свое на Русском, в том числе и какой ни есть контроль-надзор, так что можно было пакостить вдоволь где угодно.

Пришли иные времена, и кошмарное зрелище гниющего, истекающего мазутом железа стало беспокоить многих. А со временем, когда открылся непомерный китайский спрос на металл, заинтересовало и предпринимателей. Примеривались к кладбищу долго – пока сам флот разбирался с хозяевами и думал, кому бы доверить продажу свалки, пока власти думали, как бы не продешевить да продать кошмар с выгодой. Кто-то пытался пока суд да дело снять сливки – срезать  наименее затратные надводные части кораблей, не утруждаясь оформлением всех бумаг. Наконец определились – кладбище купила у флота корейская фирма, и в 2002 году перепродала  местному ООО «Галион». 

Серьезные люди, со средствами, а многие и с армейским опытом, решили взяться за дело основательно. Разработали проект, начали тягостный для любого процесс согласований. В первую очередь удалось получить поддержку в структурах, прямо ответственных за обеспечение чистоты наших морей и бухт – Спецморинспекции и Приморрыбводе. Не отказало в выделении участка на берегу для хозяйственных нужд и военное лесничество острова Русский – распорядитель лесфонда на землях обороны. Правда, всего на год, но работу «галионцы» начали на свой страх и риск. Начали, понятно, с проекта, который должен был пойти на экологическую экспертизу и, в конечном итоге, привести компанию к получению главной лицензии на водопользование. 

Что такое у нас согласовывать проект, знает и с ужасом вспоминает каждый, кто хоть раз прошел сей трудный путь. На это нужны годы жизни, крепкие нервы и тугая мошна. А бизнес не терпит застоя. Поэтому параллельно руководители «Галиона» начали с обустройства берегового хозяйства – без этого подводную разделку металла и его перегрузку вести невозможно. За пять лет лишь единожды решились взять часть металла для отработки технологии и уплаты налогов. Все согласования  чисто морского проекта упирались в Лесной кодекс: в лесах 1 группы, к которым относится (точнее, относилось) побережье угробленной бухты, аренда для заявленных целей запрещена. Норма закона в целом понятна: первая группа – это, как правило, особо ценные и пригородные леса, несущие важную экологическую функцию, поэтому пользование ими, то есть рубки и строительство,                          обставлены рядом жестких ограничений.

Но вот справка военного лесничества от января 2006 г., описывающая те самые «особо ценные» 0,8 га, которые пять лет люди не могут взять в аренду для благого дела: «Площадь не покрыта лесом, пустырь. С 1999 года используется под рабочую площадку по экологической очистке бухты по договорам краткосрочного пользования. Лесничество  не возражает против заключения договора краткосрочного пользования». Излишне напоминать, что в куда более ценных лесах 1 группы вокруг Владивостока, реально покрытых вековыми деревьями и даже входящих в водоохранную зону питьевого водохранилище, уже второй десяток лет идет бурное строительство индивидуальных жилых домов для «правильных» людей из уважаемых контор.  И никакие суды и прокуратуры оказываются не в силах этому противостоять, хотя урон состоянию городской среды это наносит колоссальный. Зато для тех, кто хочет просто убрать старый хлам и освободить живописную бухту для массового отдыха, пятачка никчемной земли не нашлось: тут закон вдруг заработал с небывалой силой. Потому, что люди оказались не те. 

Никто и не делал из этого секрета. С прошлой зимы, то есть с начала 2006 года, один из учредителей фирмы, ингуш Алихан Алиев ощущает открытое давление и угрозы со стороны представителей ФСБ как подозреваемый… в пособничестве чеченским и международным террористам. Нам неведомо, какие ужасные факты послужили тому поводом, неведомо пока и то, что содержалось в обращении УФСБ по Приморскому краю в  Росприроднадзор № 4/1-13409 от 15 декабря 2006 года, послужившем поводом для экологической проверки предприятия, да еще с участием оперуполномоченного УФСБ А.Кудревича. Но вот что примечательно: подобной проверки годами  тщетно ждут сотни предприятий – загрязнителей и разорителей нашей природной среды по всему краю. Не дожидаются, потому что возможностей для полноценного надзора у структуры, издерганной многолетними реформами, почти не осталось. Зато стоило появиться бумаге из ФСБ – и вот она комиссия.

Комиссия, кстати,  ничего не выявила, несмотря на участие тов. Кудревича.  Поскольку  запланированной деятельности практически не было, не было и нарушений. Слава богу, не поддались  на сей раз природоохранные инспекторы магии Конторы.  В отличие от флотских адмиралов и генералов, для которых леса 1 группы как бы автоматически означают место для элиты. В конце 2005 года командующий флотом адмирал В. Федоров написал руководителям «Галиона» в ответ на их запрос, что «в связи с нахождением испрашиваемого участка (пустыря !) в лесах 1 группы сдать его в аренду не представляется возможным». Чуть больше полугода спустя его заместитель, генерал-лейтенант В. Балан, повторил отказ, ссылаясь на тот же лесной Кодекс, которому оставалось действовать пять месяцев: новый Кодекс, начисто отменивший старое деление на группы лесов, практически был уже принят. Казалось бы, что стоило высокому чиновнику добавить к отказу простой совет – как использовать новый закон, чтобы наконец начать очень нужную городу, а теперь уже и всей стране работу по подготовке острова к форуму АТЭС.  Тем более что разного рода свалок, в море и на суше, в том числе неведомых и взрывоопасных, на Русском за его вековую военную историю накопилось предостаточно.

Но нет: над «Галионом» и над Алиевым в частности уже витала мрачная тень ФСБ-шной подозрительности. В феврале этого года она наконец прорвалась наружу: свое слово сказала та самая морская инженерная служба (2245 ОМИС), и тот самый ее начальник подполковник А.Интюк, который всего за девять месяцев до того написал на  ходатайстве «Галиона» «СОГЛАСОВАНО». Теперь вердикт ОМИС выглядел совсем по другому: товарищ подполковник просил Фрунзенское РУВД выселить «Галион» с занимаемой территории, как работающий «без согласования с командованием».

Слишком коротка оказалась у товарища Интюка память – надо же было так быстро позабыть о своей резолюции! Похоже, это заметили и в милиции  В итоге на сердитом заявлении в милицию от руки подполковника появилась такая запись : «Интюк Алексей Анатольевич по ст. 306 УК РФ за заведомо ложный донос предупрежден». И роспись, как положено. Стало быть, если следовать логике (идеализм, конечно – какая у военных чиновников логика ? – но все же), раз донос о несогласованности работы «Галиона» ложный, значит – все согласовано, и нужно лишь подписать договор аренды, поставив точку на глупой истории. 

Ничего подобного: угрозы ФСБ-шников и запрет на аренду продолжаются с удвоенной силой. Похоже, известие о грядущем форуме навело таки спецслужбы на мысль о зачистке территории, но кто-то где-то перепутал, и зачистку вместо территории начали с людей. Чем это пахнет и как страшно кончается, мы все хорошо знаем. Нас так много раз и так старательно зачищали в минувшем веке, что известная мрачная шутка «Есть такая профессия – Родину зачищать» обретает вполне зловещий смысл.

Сегодня «Галион», не надеясь на добрую инициативу флотских начальников – хозяев островной земли, делает последнюю попытку. Алихан Алиев пытается использовать новый Лесной кодекс и привлечь внимание к истинной, конечной цели своей работы – возвращению бухты Труда в формат рекреационного использования. Ведь по большому счету, ее очистка от металла, хоть это и бизнес – всего лишь первый этап. И так хочется надеяться, что все, кто мешали «Галиону» его начать, наконец образумятся  и помогут.