Горнодобывающая промышленность

Кто старается ради старателей

Статьи
Правительство России 21 апреля внесло в Государственную Думу законопроект «О старательской деятельности» (вольном приносе). 24 апреля документ направлен в комитет Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики. Проект был разработан Минвостокразвития России по поручению Президента РФ по итогам встречи с представителями общественности Дальнего Востока, которая прошла в рамках Восточного экономического форума-2019. Тогда о необходимости легализации «вольного приноса» золота заявил вице-спикер Магаданской областной Думы, председатель Ассоциации недропользователей Колымы Александр Басанский.

Законопроект позволит добывать золото на Дальнем Востоке индивидуальным предпринимателям-гражданам России, зарегистрированным в качестве старателей. Как отметил глава Минвостокразвития России Алексей Чекунков, «граждане РФ смогут добывать золото на старательских участках непромышленным способом, получат возможность на законных основаниях осваивать неперспективные для промышленной добычи мелкие россыпные месторождения или отработанные россыпи». Будет обеспечена возможность самостоятельного выбора индивидуальными предпринимателями старательских участков в онлайн-режиме через информационную систему - по аналогии с цифровым сервисом, действующим для участников программы «Дальневосточный гектар».

Участок площадью до 10 Га будет выдаваться на 3 года с возможностью продления на такой же срок. Закон устанавливает общие требования к старательской деятельности, ограничивает глубину добычи до 5 метров, вводит запрет применения взрывных работ, загрязняющих веществ, химических способов добычи, «тяжелого» оборудования. Старатели будут обязаны восстанавливать старательские участки, предоставлять соответствующую отчетность. Максимальный объем добытого золота за весь срок деятельности на участке не должен превышать 30 кг. Планируется параллельное внесение поправок в Налоговый кодекс РФ об освобождении от уплаты налога на доходы физических лиц, если старатель добыл менее 1 кг золота за отчетный налоговый период. Кроме того, согласно инициативе, НДС при продаже старателем драгоценных металлов будет уплачивать покупатель, что «уменьшит затраты старателей на ведение документов, применяемых при расчетах, а также будет способствовать эффективности администрирования указанных операций».

В первые три года новые правила будут действовать только на Дальнем Востоке и в Арктической зоне, затем - во всех регионах России. Ожидаемые социально-экономические эффекты расширения прав на добычу золота: сокращение объемов нелегальной добычи драгметалла, создание новых рабочих мест, рост предпринимательской активности, дополнительные налоговые доходы.

Напомним, в разработке проекта закона принимали активное участие депутаты Магаданской областной Думы. Предложения вносили Председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов, его первый заместитель Александр Басанский, депутат заксобрания Александр Чугунов.

Предполагается, что проект закона, в случае его принятия, вступит в силу 1 марта 2024 года. За этот период будет создана и запущена специальная государственная информационная система обеспечения старательской деятельности, подготовлены необходимые для реализации законопроекта проекты нормативных правовых актов, отработаны механизмы контроля, установлены требования к отчетности. При принятии законопроекта потребуется изменение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ.

Комментарий редакции. Перечисленные ограничения, вводимые этим законом для старателей, показывают, что длительная общественная дискуссия, которая шла вокруг самой идеи «вольного приноса» много лет, не прошла даром, и законодатели все же научились прислушиваться к мнению граждан – «непрофессионалов». Тем не менее тех, кто знаком со всем набором проблем в природоохранных и правоохранительных органах, прописанные в законе ограничения не слишком утешают. Слабое бюджетное обеспечение природоохраны, которой противостоит коммерческий интерес и простая человеческая жадность способны любые придумки депутатов свести к нулю. Не говоря уж о том, что государство все чаще использует инструмент моратория на вроде бы обязательные по закону проверки и инспекции, одновременно создавая систему проблем и барьеров на пути общественного экологического контроля.