Новости

Угольный путь: в Китай через Арктику

Горнодобывающая промышленность Водные экосистемы
Перспективы превращения в перевалочный пункт для угольной промышленности нависли над Красноярском, Лесосибирском и Дудинкой. Надо сказать, перспективы откровенно сомнительные с точки зрения экологии. И если в Дудинке очевидных проблем с атмосферным воздухом нет, то Красноярск и Лесосибирск и без того регулярно погружаются в дни с неблагоприятными метеоусловиями.

Впервые тема появилась в дискурсе в середине февраля с подачи федерального Минтранса, который предложил запустить пилотные поставки угля по Енисею через Северный морской путь в страны Азии. Следом тема была дезавуирована со стороны Енисейского речного
пароходства (структура «Норникеля», в ведении которой находится портовая инфраструктура). В пароходстве заявили об отсутствии свободных мощностей, чтобы использовать порты Красноярска, Лесосибирска и Дудинки для угольного экспорта в азиатском направлении. Как оказалось, нет ни портовых мощностей, ни достаточного флота.

Однако в начале апреля тема была реинкарнирована со стороны дирекции Енисейского бассейна внутренних водных путей. Там сообщили, что поставки угля по Енисею на экспорт могут начаться уже в 2023 году. Первая партия составит 30 тысяч тонн — груз пойдёт с перевалкой частично в Красноярске и Лесосибирске и далее до Дудинки. Оттуда — по СМП на экспорт в Азию. Притом появились сведения, что оператором перевозок может стать московская структура «РечТрансЛогистик», что вызвало дополнительные вопросы к организационным моментам. В перспективе речь идёт о сотнях тысяч тонн угля, которые будут перевозиться по Енисею в сторону Арктики ежегодно.

Всё это время, пока резонансная тема то и дело всплывала на информационных радарах, представители власти в Красноярском крае не комментировали новость. Стало известно, что угольный путь в Китай обсуждался на минувшем заседании комитета по природным ресурсам и экологии регионального Заксобрания, которое прошло 13 апреля. Депутаты высказали опасения относительно проекта в части его экологической составляющей. В частности, прозвучало предложение обустроить закрытые перегрузочные площадки по опыту Находки, огороженные пылезащитными панелями, а также побеспокоиться о том, чтобы обеспечить перевалку на энном расстоянии от городской агломерации.

С другой стороны, как выяснилось, парламентарии сами не в курсе точных параметров проекта — чтобы разобраться в деталях, им только предстоит сделать запрос в федеральное правительство. В частности, на заседании комиссии встали вопросы о том, будет ли будущий инвестор и оператор проекта в принципе заинтересован проработать экологическую составляющую. Технология закрытой погрузки может в значительной степени повысить цену всей логистической цепочки, и не факт, что инвестор готов взять на себя эти финансовые расходы. Кроме того, парламентарии озвучили риски срыва северного завоза. «От чего должны отказаться северяне, чтобы кто-то заработал на угле? Я думаю, мы не должны обделять наш Север, чтобы кто-то получил сверхприбыль и считаю, с нашей стороны должна быть резолюция, что мы категорически против реализации этого проекта», — категорично высказался депутат Александр Глисков.

В конце концов краевые парламентарии сошлись на том, чтобы предложить правительству Красноярского края отправить соотвествующий запрос в федеральные органы исполнительной власти, указав в документе вероятные риски для экологии и жителей региона. В сложившейся ситуации многое будет зависеть от расторопности властей Красноярского края. В противном случае, пока кто-то будет делать сверхприбыли на поставках сырья в Азию, жителям Красноярска и Лесосибирска только и оставят, что угольную пыль.