Новости

Китай делает больше, чем вы думаете

Партнеры Earth Island Institute Климат
Когда дело доходит до изменения климата, ни одна страна не является более важной, чем Китай. Он потребляет больше угля, чем остальной мир вместе взятый, и является ведущим эмитентом парниковых газов, на долю которого приходится почти 30 процентов глобальных выбросов. Если Китай не предпримет быстрых шагов по контролю за выбросами, нет никакого реального пути к достижению целей Парижского соглашения - ограничению глобального потепления до 1,5 градусов по Цельсию, или даже менее амбициозной цели «значительно ниже 2° C».

Что же делает Китай для этого, и достаточно ли делает? За последний год китайцы дали понять, что намерены продолжать привычную практику, внося скромные, постепенные вклады в борьбу с изменением климата, что явно недостаточно для достижения Парижских целей. Тем не менее, есть основания полагать, что Китай может нарастить усилия в этой сфере в ближайшие годы.
Страна имеет надежный пакет климатической и энергетической политик, и уже немало впечатляющих достижений. Во-первых, Китай является ведущим мировым инвестором в возобновляемые источники энергии с 2013 года и скупает сырье, в котором нуждаются эти отрасли, такие как кобальтовые шахты в Африке. Он имеет в три раза больше мощностей возобновляемой энергии, чем любая другая страна, растет здесь и использование электромобилей. В 2019 году около половины электромобилей в мире и 98 процентов электробусов находились в КНР.

В целом, Китай достиг девяти из пятнадцати количественных целей в своих климатических обязательствах 2015 года с опережением графика. За последнее десятилетие роль угля упала с 70 до 57 процентов в объеме его энергопотребления. Политика Китая в области климата достойна восхищения для страны со средним уровнем дохода, которая лишь недавно вышла из рядов бедных, но, как и большинство стран мира, она все еще делает недостаточно.
Это очевидно как в пересмотренных обязательствах Китая, представленных на саммите ООН по климату в Глазго, так и в его текущем Пятилетнем плане (2021-2025 годы). Оба они представляют постепенные улучшения, но затруднят поддержание глобального потепления значительно ниже 2 ° C. Например, Китай стремится стать углеродно-нейтральным к 2060 году. Эти мягкие цели отражают тенденцию к занижению перспектив, чтобы легче превысить их. Чтобы соответствовать целям Парижского соглашения, Китаю необходимо установить предельный уровень выбросов и перенести даты его пика.

В сентябре 2021 года председатель КНР заявил, что Китай прекратит финансирование зарубежных угольных электростанций. Это, вероятно, приведет к отмене большей части из 65 гигаватт угольных электростанций, запланированных в Азии, что в три раза превышает ежегодные выбросы Бангладеш. И в отличие от США, Китай также создал национальную систему торговли выбросами для энергетического сектора, хотя в ней отсутствует жесткий лимит выбросов.
Текущая политика и недавняя история также вызывают опасения, что потребление угля в Китае не будет сокращаться достаточно быстро в течение 2020-х годов для достижения целевого показателя 1,5 ° C. Трижды за последние четыре года Китай реагировал либо на нехватку энергии, либо на экономический спад, допуская рост добычи и потребления угля. В 2020 году страна добавила почти 40 гигаватт новых угольных мощностей, что примерно равно всему угольному парку Германии, четвертой промышленной державы в мире.

Стоит отметить при этом, что Китай все еще разрабатывает политику, которая будет определять его подход к изменению климата в следующем десятилетии. В течение следующего года он намерен выпустить 30 отраслевых и провинциальных документов, регламентирующих производство стали, цемента и транспорт. Но и многие другие страны увеличили свои обязательства по изменению климата, обязавшись сократить выбросы метана на 30 процентов к 2030 году. Индия пообещала достичь чистого нуля выбросов углерода к 2070 году, а к 2030 году будет получать половину своей электроэнергии из возобновляемых источников. Были также объявлены обязательства многих стран по прекращению вырубки лесов и сокращению международного финансирования ископаемого топлива.

Поскольку Китай уже давно позиционирует себя как лидер развивающегося мира и чувствителен к своему международному имиджу, Пекину может быть трудно противостоять давлению со стороны других развивающихся стран. Тот факт, что Индия, Индонезия и Вьетнам, взяли на себя более смелые, чем ожидалось, обязательства в Глазго, может побудить Пекин предложить более агрессивные цели по контролю выбросов. Важно и то, что Соединенные Штаты, второй производитель парниковых газов, и Китай достигли столь необходимой оттепели в своих отношениях в Глазго и заложили основу для будущего сотрудничества, опубликовав совместную декларацию. Они договорились создать “рабочую группу по активизации действий в области климата в 2020-х годах” и собраться в начале 2022 года для решения проблемы выбросов метана. 

Китай также указал, что он опубликует национальный план действий по метану. Это важно, поскольку Китай не подписал Глобальное обязательство по метану и традиционно не включал в свои обязательства неуглеводородные парниковые газы – около 18 процентов от общего объема выбросов Китая.
Будет ли давления развивающихся стран и сотрудничества между США и Китаем достаточно, чтобы убедить Китай предпринять более агрессивные действия? Только время покажет, но Глазго, возможно, был перекрестком, на котором Китай и остальной мир выбрали более устойчивый путь.