Новости

Китай делает больше, чем вы думаете

2022-02-16 02:21 Партнеры Earth Island Institute Климат
Когда дело доходит до изменения климата, ни одна страна не является более важной, чем Китай. Он потребляет больше угля, чем остальной мир вместе взятый, и является ведущим эмитентом парниковых газов, на долю которого приходится почти 30 процентов глобальных выбросов. Если Китай не предпримет быстрых шагов по контролю за выбросами, нет никакого реального пути к достижению целей Парижского соглашения - ограничению глобального потепления до 1,5 градусов по Цельсию, или даже менее амбициозной цели «значительно ниже 2° C».

Что же делает Китай для этого, и достаточно ли делает? За последний год китайцы дали понять, что намерены продолжать привычную практику, внося скромные, постепенные вклады в борьбу с изменением климата, что явно недостаточно для достижения Парижских целей. Тем не менее, есть основания полагать, что Китай может нарастить усилия в этой сфере в ближайшие годы.
Страна имеет надежный пакет климатической и энергетической политик, и уже немало впечатляющих достижений. Во-первых, Китай является ведущим мировым инвестором в возобновляемые источники энергии с 2013 года и скупает сырье, в котором нуждаются эти отрасли, такие как кобальтовые шахты в Африке. Он имеет в три раза больше мощностей возобновляемой энергии, чем любая другая страна, растет здесь и использование электромобилей. В 2019 году около половины электромобилей в мире и 98 процентов электробусов находились в КНР.

В целом, Китай достиг девяти из пятнадцати количественных целей в своих климатических обязательствах 2015 года с опережением графика. За последнее десятилетие роль угля упала с 70 до 57 процентов в объеме его энергопотребления. Политика Китая в области климата достойна восхищения для страны со средним уровнем дохода, которая лишь недавно вышла из рядов бедных, но, как и большинство стран мира, она все еще делает недостаточно.
Это очевидно как в пересмотренных обязательствах Китая, представленных на саммите ООН по климату в Глазго, так и в его текущем Пятилетнем плане (2021-2025 годы). Оба они представляют постепенные улучшения, но затруднят поддержание глобального потепления значительно ниже 2 ° C. Например, Китай стремится стать углеродно-нейтральным к 2060 году. Эти мягкие цели отражают тенденцию к занижению перспектив, чтобы легче превысить их. Чтобы соответствовать целям Парижского соглашения, Китаю необходимо установить предельный уровень выбросов и перенести даты его пика.

В сентябре 2021 года председатель КНР заявил, что Китай прекратит финансирование зарубежных угольных электростанций. Это, вероятно, приведет к отмене большей части из 65 гигаватт угольных электростанций, запланированных в Азии, что в три раза превышает ежегодные выбросы Бангладеш. И в отличие от США, Китай также создал национальную систему торговли выбросами для энергетического сектора, хотя в ней отсутствует жесткий лимит выбросов.
Текущая политика и недавняя история также вызывают опасения, что потребление угля в Китае не будет сокращаться достаточно быстро в течение 2020-х годов для достижения целевого показателя 1,5 ° C. Трижды за последние четыре года Китай реагировал либо на нехватку энергии, либо на экономический спад, допуская рост добычи и потребления угля. В 2020 году страна добавила почти 40 гигаватт новых угольных мощностей, что примерно равно всему угольному парку Германии, четвертой промышленной державы в мире.

Стоит отметить при этом, что Китай все еще разрабатывает политику, которая будет определять его подход к изменению климата в следующем десятилетии. В течение следующего года он намерен выпустить 30 отраслевых и провинциальных документов, регламентирующих производство стали, цемента и транспорт. Но и многие другие страны увеличили свои обязательства по изменению климата, обязавшись сократить выбросы метана на 30 процентов к 2030 году. Индия пообещала достичь чистого нуля выбросов углерода к 2070 году, а к 2030 году будет получать половину своей электроэнергии из возобновляемых источников. Были также объявлены обязательства многих стран по прекращению вырубки лесов и сокращению международного финансирования ископаемого топлива.

Поскольку Китай уже давно позиционирует себя как лидер развивающегося мира и чувствителен к своему международному имиджу, Пекину может быть трудно противостоять давлению со стороны других развивающихся стран. Тот факт, что Индия, Индонезия и Вьетнам, взяли на себя более смелые, чем ожидалось, обязательства в Глазго, может побудить Пекин предложить более агрессивные цели по контролю выбросов. Важно и то, что Соединенные Штаты, второй производитель парниковых газов, и Китай достигли столь необходимой оттепели в своих отношениях в Глазго и заложили основу для будущего сотрудничества, опубликовав совместную декларацию. Они договорились создать “рабочую группу по активизации действий в области климата в 2020-х годах” и собраться в начале 2022 года для решения проблемы выбросов метана. 

Китай также указал, что он опубликует национальный план действий по метану. Это важно, поскольку Китай не подписал Глобальное обязательство по метану и традиционно не включал в свои обязательства неуглеводородные парниковые газы – около 18 процентов от общего объема выбросов Китая.
Будет ли давления развивающихся стран и сотрудничества между США и Китаем достаточно, чтобы убедить Китай предпринять более агрессивные действия? Только время покажет, но Глазго, возможно, был перекрестком, на котором Китай и остальной мир выбрали более устойчивый путь.