Нефтегаз

Зачем Китай готовит газовый проект в Приморье, второе монгольское пришествие

Статьи
Главные экономические темы в традиционном бизнес-обзоре ИА PrimaMedia
Бизнес#Бизнес-обзор Приморье

Тематическая иллюстрация. Фото: ИА PrimaMedia

Предыстория: 
Приморье без яиц не останется, уголь притормаживают на БАМе

Продекларированный Россией ещё в 2014 году "разворот на Восток", с учётом февральского "пинка" ставший для страны просто жизненной необходимостью, может вдохнуть новую жизнь в экономику Приморья. Да, край формально лишился японских инвестиций, но кто быстро вспомнит успешные примеры кроме автозавода "Мазда Соллерс", чья судьба уже повисла на волоске? Да, на паузу встали проекты с Южной Кореей, но время рыбных рынков и судостроения ещё вернётся. А вот Китай уже сегодня готов реализовать в регионе масштабный газовый проект с расчётом на ресурсную базу "Газпрома", впору говорить о проекте, сопоставимом с запуском нефтепорта Козьмино. Большой плюс, что китайцы готовы полностью взять на себя реализацию проекта (санкции пролетают мимо), правда, в обмен на доступ к газовым кладовым РФ (даёт предмет для большого торга) и участию в реализации программы газификации Дальнего Востока. При этом запуск китайского проекта может поставить крест на проекте "Газпрома" "Владивосток СПГ". В любом случае, в случае реализации того или другого проекта наконец-то сбудется мечта губернатора Олег Кожемяко запустить в Приморье собственный газовый заводик. Глядишь, примеру Китая последуют и другие страны, например, та же Монголия, имеющая свои виды на порты Приморья.

Бухта Пяти Охотников может стать новой точкой роста в Приморье
Китайская корпорация энергетической промышленности Zhong Xinxing планирует инвестировать порядка 0,5 трлн рублей в масштабный газовый проект на Дальнем Востоке, предусматривающий строительство крупнотоннажного завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) в Приморье мощностью до 7 млн тонн в год, малотоннажного завода СПГ мощностью до 80 тысяч тонн в год в Хабаровском крае и логистического комплекса по перевалке сжиженного углеводородного газа (СУГ) в Еврейской автономной области. По факту, это будет второй подобный проект в регионе после Сахалина, где проектная мощность завод СПГ в рамках проекта "Сахалин-2" составляет 9,6 млн тонн в год.

Китай в 2021 году потребил примерно пятую часть всего мирового импорта СПГ, который составил 380 млн тонн. Поднебесная нарастила свой импорт на 12 млн тонн, до 79 млн, обойдя Японию и став самым крупным импортёром СПГ в мире. В пятерку крупнейших закупщиков СПГ входят также Южная Корея, Индия и Тайвань. "Сахалин-2" в 2021 году поставил на экспорт около 10,41 млн тонн СПГ.

Проект Zhong Xinxing, оператором которого выступает "Дальневосточная корпорация Синьсин", предусматривает строительство в районе бухты Пяти охотников предприятия по производству СПГ и морской порт ("Газовый терминал Валентина") по перевалке газа.
В случае реализации этого проекта, скорее всего можно будет забыть о проектах строительства заводов "Владивосток СПГ" (проект "Газпрома") и "Восток ЛПГ" на юге Приморья, так как весь свободный газ на данный момент заберут китайцы. Для "Газпрома" (проект "Владивосток ЛПГ") это очень выгодный вариант, так как китайцы не только внесут инвестиции, но и наверняка решат проблему поставки оборудования для производства в обход действующих санкций ЕС и США.

Китай пытается извлечь максимум выгоды из сложившейся ситуации на фоне санкций, хочет получить доступ к ресурсной базе природного газа, без чего реализация проекта в Приморье невозможна. И если "Газпром" хотел торговать СПГ со странами АТР, то Китай хочет запустить проект только "под себя".

Плюсы для Приморья — создание новых рабочих мест (около 500 по предложенному китайской стороной плану) и налоговые отчисления. Минусы — экологическая повестка дня, которую могут использовать все, кому не лень.

Бухта Пяти Охотников находится в Шкотовском районе в 50 километрах от Владивостока и в 8,5 километрах от Фокино. Берега бухты отмелые и окаймлены узким песчано-галечным пляжем.

"Конечно, любой подобный проект уязвим с точки зрения экологических стандартов. Но существующие технологии позволяют максимально минимизировать ущерб. Пример нефтепорта Козьмино в Приморье тому подтверждение, правда, там нет производства. Если всё будет сделано как на Сахалине — это большой плюс для экономики Приморья. В любом случае такой проект должен получить одобрение на государственном уровне",

— сказал ИА PrimaMedia представитель одной из проектных организаций региона.

Ещё один плюс проекта заключается в том, что Китай планирует не только поставлять СПГ для своих нужд, но готов взять на себя "в довесок" участие в программе газификации Приморья, которая на данный момент колеблется на скромном уровне 10-20%.

Отметим, что год назад на Восточном экономическом форуме "Восточно-арктическая нефтегазовая корпорация", "Газпромбанк, "Газпром межрегионгаз" и правительство Приморского края подписали соглашение о сотрудничестве по реализации проекта по газификации Приморского края, структурированного с применением механизма концессионных соглашений. Мало кому знакомая компания тогда озвучила планы построить ряд малотоннажных СПГ-заводов, в частности в ТОР "Надеждинская" и ТОР "Нефтехимический" (сейчас — ТОР "Находка").

Приглашение на монгольском

Власти Приморья предложили Монголии рассмотреть возможность по созданию и развитию торгово-логистического центра на базе одного из портов юга края, после того как посол Монголии в РФ Улзийсайханы Энхтувшин в ходе встречи с губернатором Олегом Кожемяко заявил, что Монголия заинтересована в организации доставки экспортных и импортных грузов в/из стран Азиатско-Тихоокеанского региона через Приморье.

"Предлагаем монгольской стороне рассмотреть возможность по созданию и развитию торгового, логистического центра на базе одного из портов юга Приморья. Этот проект обсуждался в 2017-2018 годах на встрече президентов РФ и Монголии",

— сказала председатель краевого правительства Вера Щербина на российско-монгольском форуме "Торговля и логистика" во Владивостоке.

Приморье сегодня готово предложить Монголии продукцию глубокой переработки, в том числе лесоматериалы, рыбопродукцию и продукцию сельского хозяйства. Но у монголов другие интересы.

По словам посла Монголии, на данный момент товарооборот между двумя странами небольшой, так как Монголия не использует весь экспортный потенциал.
"Мы хотим экспортировать больше. С Россией есть одна проблема — высокие таможенные пошлины и акцизы. Пошлины на нашу экспортную продукцию, например, кашемир (очень тонкая, мягкая и тёплая материя — прим. ред.), составляют 46%, кожаную продукцию — 40%. Это сказывается на цене наших товаров. Со стороны Монголии пошлины 5% и НДС 10%", — пояснил посол.

Кроме того, пандемия коронавируса и последующие события добавили сложностей в доставке импортных грузов в Монголию. Поэтому Монголия смотрит на морские порты Приморского края как на решение собственных логистических вопросов.

Монголия обладает огромными запасами природных ресурсов. Общие запасы угля в Монголии составляют 173,3 млрд тонн, самое большое месторождение — Таван-Толгой в пустыне Гоби, одно из крупнейших в мире по размеру запасов. При этом у Монголии нет своего выхода к морю, поэтому она может поставлять уголь на экспорт в АТР только транзитом через Китай (более 1 тысячи км до побережья) или через дальневосточные порты России (около 5 тысяч км по Транссибу). При этом экспорт через российские порты затруднен из-за загруженности железнодорожных мощностей, востребованных российскими угольщиками.

Отметим, что министр транспорта РФ Максим Соколов ещё в сентябре 2017 года в ходе посещения АО "Восточный порт" (крупнейшая стивидорная компания в порту Восточный) заявил, что Россия и Монголия готовят соглашение о транзите грузов из Монголии через порты Приморья. Вице-премьер, полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев в апреле 2018 года поручил Минвостокразвития провести анализ возможности создания транспортно-логистического терминала в одном из дальневосточных порт в расчёте на экспорт из Монголии. Затем был озвучена информация, что Транспортная группа FESCO рассчитывала в 2020 году создать совместное предприятие с монгольской угледобывающей компанией "Эрдэнэс-Таван Толгой" для строительства угольного терминала в порту Зарубино. Стоимость проекта на первом этапе с перевалкой в 6 млн тонн угля оценивалась на тот момент в $215 млн. Прошли годы, а монгольские проекты в Приморье так и не вышли из стадии прожектов.

"Работать с монголами очень сложно, добиться конкретики невозможно. Да, они в последнее время вновь говорят об интересе к организации поставок коксующего угля в АТР через Приморье, но сегодня это направление и так перегружено из-за нехватки мощностей железной дороги. Российские угольщики уже стоят в очереди, встроить поставки из Монголии будет сложно",

— сказал ИА PrimaMedia представитель одного из угольных терминалов Приморья.

Приморский бизнес услышал пожелание полпреда

Вице-премьер, полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев дал посыл, что для сохранения уровня экономики дальневосточным регионам необходимо наладить выпуск продукции, которую ранее импортировали.

"Правительство РФ разработало достаточно широкий перечень мер поддержки экономики. В то же время нам предстоит многое сделать. Прежде всего — повысить объем локализации производимой продукции. Наша задача — чтобы все, что выпускается, продолжало выпускаться, даже если какие-то цепочки не локализованы. Просто надо найти возможность замещения. И чтобы выпускалось другое — то, что мы по тем или иным причинам не получаем от наших партнеров за рубежом", — сказал Юрий Трутнев на совещании с представителями ведущих предприятий Хабаровского края.

Сказано — сделано. Приморский бизнес спешит занять абсолютно свободную нишу импортозамещения, призвав на вооружение режим Свободного порт Владивосток. Так, компания "Хим ДВ" начала выпуск клининговой и бытовой химии для дальневосточных промышленных предприятий, в том числе чистящих средств для дальневосточных рыбопереработчиков, а созданная в апреле этого года "Навада резидент" откроет во Владивостоке производство по импортозамещению запчастей, узлов и машин для рыбоперерабатывающего оборудования, установленных на береговых заводах и рыбодобывающих судах.

Главными потребителями специальных средств для замывки пищевого оборудования, тары и инвентаря, которые выпускает "Хим ДВ", выступают крупные рыбопереработчики, в том числе "Преображенская база тралового флота" (ПБТФ, Приморский край), завод по переработке минтая "Рыболовецкий колхоз "Новый мир" (Приморский край, входит в группу компаний "Доброфлот") и "Тымлатский рыбокомбинат" (Камчатская область).
В перспективе компания планирует расширять круг потребителей за счет мясоперерабатывающих компаний и птицефабрик. Кроме того, "Хим ДВ" разработала аналоги известных брендов дезинфицирующих средств, гелей для стиральных и посудомоечных машин, отмечается в сообщении. "Планируем в рознице заменить известные бренды средств для бытового применения. Санкции в этом отношении открывают окно возможностей. Уже разработаны основные рецептуры, подбирается сырье", — сказал исполнительный директор и учредитль ООО "Хим ДВ" Александр Виговский.

Компания "Навада резидент" планирует открыть во Владивостоке производство по импортозамещению запчастей, узлов и машин для рыбоперерабатывающего оборудования, установленных на береговых заводах и рыбодобывающих судах в ДФО. Инвестор также создаст совместный с "Дальрыбвтузом" (региональный отраслевой университет Федерального агентства по рыболовству) учебный центр по подготовке специалистов по наладке и ремонту рыбообрабатывающего оборудования.
Ввод предприятия в эксплуатацию намечен на 2022 год, по соглашению с КРДВ вложения в проект составят 59 млн рублей.

В 2022 году планируется произвести около 4,5 тысяч наименований продукции, к 2025 году линейка производимых запчастей возрастет до 7 тысяч наименований в год. Учебный центр в 2022 году подготовит 13 специалистов по ремонту и обслуживанию оборудования для переработки рыбы, в дальнейшем обучение будут проходить около 20 человек в год.

Заместитель гендиректора по развитию рыбохозяйственного комплекса КРДВ Иван Новиков отметил, что в настоящее время значительная часть технического обслуживания дальневосточного рыбопромыслового флота проходит в иностранных портах, поскольку на промышленных судах, по причине отсутствия отечественных аналогов, устанавливается высокотехнологичное оборудование импортного производства.
По данным ЕГРЮЛ, ООО "Навада резидент" зарегистрировано 1 апреля 2022 года во Владивостоке. Учредителем компании является ее генеральный директор Алевтина Ким, также владеющая компанией ООО "Навада", специализирующейся на оптовой торговле прочими машинами и оборудованием.