Новости

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ

Законодательство и нормотворчество
Идеология опережающего развития для ДВ возникла в России довольно давно – в 19 веке. Кто интересуется историей региона, знает, какие серьезные программы и меры предпринимались царским правительством для того, чтобы освоить эти земельные и биологические ресурсы и обжить эти территории СВОИМИ и не допустить их освоения и обживания соседями из ближнего зарубежья. Только для освоения прибрежных рыбных ресурсов южного Приморья было организовано несколько волн искусственного переселения рыбаков из Таврии (отсюда Тавричанка), из Астрахани (отсюда Астраханка), из Беломорья и Финляндии. После учета предыдущих ошибок властей прижились только эстонцы в Южной Лифляндии и Линде. Потому что им была обеспечена серьезная государственная поддержка, кроме участка земли. Украинцы, молдаване, мордва, чуваши заселяли сельскохозяйственные земли, свободные или сезонно осваиваемые китайцами и корейцами.

Уроки этой переселенческой кампании учитывались советской властью и в более поздних волнах переселений в 20 веке, хотя там хватало своих перекосов. Сегодня мы имеем очередную волну, однако реальность – радикально иная. Неучет ее приводит к очень серьезным ошибкам и последствиям.

Главное негативное отличие нынешней кампании по освоению региона – ставка не на людей, а на деньги. В 19 и 20 веках власти решали ГРАЖДАНСКУЮ задачу - создать на этих землях устойчивое российское НАСЕЛЕНИЕ И ОБЩЕСТВО,способное к экономическому саморазвитию за счет гармоничного использования доступных биоресурсов территории при скромном стартовом вложении. Сегодня задача в большинстве стратегических документов ставится почему-то лишь ФИНАНСОВО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ. Самое удивительное, что добывать инвестиции предлагается самим новым поселенцам. А если им и дается финансовая помощь, то за ней прямо и открыто отправляют к государственному или частному ростовщику, сдирающему с человека 12-15 % в год. 

Понятно, что лишь невероятно мотивированный инициатор производства способен развиваться в условиях такой финансовой спекуляции, или просто жулик. Главное, что рабочего человека в этой системе просто нет – есть только сказочный предприниматель, как будто их у нас полно в каждой пьяной браконьерской деревне, и бесправный иностранный наемник. Нет простого работяги ни в программах и концепциях, ни в отчетах, ни в свежей Публичной декларации Минвостокразвития (МВР). Очевидно, что все разговоры о новых рабочих местах здесь – лукавство, большинство этих мест будет отдано дешевым сезонникам и иностранцам. Что уже и происходит повсюду.

С другой стороны, говоря о ТОРах как «точках роста», необходимо обращать особое внимание на окружающие территории деградации, откуда в точки роста неизбежно утекают людские, биологические и интеллектуальные ресурсы. Ведь даже независимо от практики ТОРов в стране за 20 лет исчезли десятки тысяч деревень – со своей инфраструктурой, культурой, жилым фондом. ТОРы лишь множат этот список. Таким образом, «точечная» идеология развития для столь огромной территории как Дальний Восток на самом деле есть идеология деградации и опустошения территории. Недаром в эффективной экономике Китая в малых предприятиях занято больше 80 % работников, в то время как у нас – всего 16 %. С учетом того, что большинство территорий в регионе являются зонами традиционной хозяйственной, в основном охотничье-промысловой и оленеводческой деятельности, мы наблюдаем катастрофический отток государственного внимания от этих земель и групп населения и концентрацию негативных воздействий там, где на эти территории «попали» точки роста. А ведь традиционные территории защищены специальным законодательством, которое обязан выполнять и МВР с его структурами.   

Я приведу цитату из «Концепции развития приграничных территорий ДВ» от 2015 года, это один из многих десятков стратегических документов развития для региона за последние 20 лет.Вообще их около сотни, и их экологический анализ мы провели четыре года назад с группой экспертов, если кому интересно – могу подарить. Так вот в Концепции написано: «В целях развития малоосвоенных территорий приоритизировать возможность предоставления гражданам России, постоянно проживающим в приграничных населенных пунктах либо прибывшим туда на постоянное место жительства, земельных участков в безвозмездное пользование с последующим их предоставлением в собственность.В рамках указанной инициативыможет быть реализован пилотный проект по комплексному освоению территории в целях создания местных сообществ людей, которые стараются придерживаться образа жизни, соответствующего принципам устойчивого развития в сочетании с низким уровнем негативного воздействия на окружающую среду. Деятельность таких поселений формируется на принципах устойчивого землепользования и лесопользования, минимизации энергопотребления, здорового образа жизни».

Поистине золотые слова, которым вообще-то место и в Законе о ТОРах, и в Законе о Свободном порте Владивосток, и во всех остальных стратегиях и программах. Но их там нет. Более того, Юрий Петрович Трутнев, понимая видимо смехотворность идеи о бесплатном гектаре с точки зрения реального территориального развития, не раз уже озвучивал идею некоей консолидации, искусственного объединения «гектарщиков», по сути – забытой кооперации. В той же приграничной Концепции кооперация прямо указывается как перспективный путь развития новых и возрождения старых поселений на основе сельского и промыслового хозяйства, заготовке и переработке дикоросов, продукции пчеловодства, ягод и грибов, прибрежного и пресноводного рыболовства. Предусмотрена и организация деятельности оптово-распределительных центров для сбора и сбыта продукции, в том числе произведенной крестьянскими и личными подсобными хозяйствами, и создание на базе этих центров перерабатывающих площадок с выпуском готовой пищевой продукции. О кооперации прямо сказал и президент в нынешнем послании.

Главный потенциал развития Дальнего Востока состоит в гармоничном сосуществовании его коренного населения и природных комплексов, при сохранении традиционно существующих индустриальных центров деревообработки, авиа-, судо-, машино- и приборостроения и науки. Ставка исключительно на новые иностранные инвестиции, которая сделана в МВР, особенно в горнодобывающие проекты – это путь страны третьего мира, не имеющей ни своей рабоче-крестьянской культуры, ни традиций, ни богатейших природных комплексов. Социально и экономически эффективная экономика должна строиться прежде всего на механизмах всеобщего распределения природно- ресурсной ренты в соответствии с Конституцией России, как это сделано например в Арабских Эмиратах, на Аляске.Вот этот механизм и должен стать нашей точкой роста. Используя эту ренту, люди без всяких подачек и специальных законов смогут освоить брошенные деревни, возродить и сохранить брошенное жилье, и леса, которые они вынуждены уничтожать ради обогащения олигархов и развития китайской индустрии переработки. 

И последнее. В рамках Группы общественного мониторинга ОНФ мы выявили крайне опасную практику при распределении земель в регионе, в том числе под ТОРы, инвестпроекты, под «один гектар», под многодетных, бездомных и так далее. По трудно объяснимой причине у нас широко практикуется раздача земельных участков БЕЗ УЧЕТА ИМЕЮЩИХСЯ НА НИХ ЛЕСНЫХ, БИОЛОГИЧЕСКИХ И ВОДНЫХ ресурсов, которые не отражены в Росреестре или в Госземкадастре, хотя учтены в своих системах инвентаризации. Это ведет к огромному количеству бессмысленных судов, конфликтов и трагедий, что прямо признает и сам министр Галушка. Их можно было бы избежать, если бы Правительство еще в 2008 году при принятии новых Земельного, Лесного, Водного и Градостроительного кодексов сразу выполнило свою работу по единому учету всех территориальных ресурсов ДО выставления любых участков на аукционы и конкурсы. 

Из-за этой бездеятельности Правительства страна за 10 лет потеряла огромное количество лесов, чистых вод, народ потерял бесценные рекреационные территории, распроданные в частные руки и обогатившие лишь коррупционных чиновников. Сегодня предложения о полной остановке раздачи земель до завершения полного учета всех ресурсов в Росреестре поданы многократно на всех уровнях и во все инстанции по линии ОНФ, ОГФ, Правительства, Президента. Но порочная практика продолжается.

С учетом сказанного и того, о чем я сказать не успел, мои рекомндации МВР:

- Считать главной задачей и целью деятельности МВР и его структур не привлечение иностранных инвестиций, а возрождение и поддержку малых кооперативных форм сельского, морского и охотничье-промыслового хозяйства, возрождение и поддержку инфраструктуры и жилого фонда малых сел как потенциала для роста коренного населения и, таким образом, подлинного развития региона;
-  Считать приоритетной задачей подготовку законодательных предложений для создания системы распределения ресурсной ренты от использования ресурсов Дальнего Востока среди населения региона;
-  Добиться объявления моратория на любые землеотводы, аукционы и конкурсы на право аренды земельных участков до постановки всех лесных, водных и биологических ресурсов региона на единый кадастровый учет в системе Росреестра;
-  Добиваться пересмотра законодательства о Лесной амнистии с целью аннулирования правоустанавливающих документов на аренду земельных участков без учета имеющихся на них биологических и водных ресурсов;
-  Исключить территории традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов из всех схем и планов по выделению ДВ гектара, созданию ТОРов и размещению предприятий-резидентов СПВ.
-  Исключить все защитные, рекреационные и малонарушенные леса из схем и проектов обеспечения лесными и земельными ресурсами приоритетных инвестиционных проектов, проектов предприятий-резидентов ТОР и СПВ, получателей ДВ гектара.