История интенсивных общественных действий по защите территории традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренного населения бассейна Самарги от промышленных лесозаготовок ведет свое начало с конца 80-х годов 20 века, когда предпринимались попытки передать территорию в пользование кубинской лесозаготовительной концессии, действовавшей в соседнем бассейне Сукпая в Хабаровском крае. В то время власти Приморского края, Тернейского района и федеральные органы управления лесным хозяйством сумели проявить единую политическую волю не разворачивать интенсивную лесозаготовительную деятельность на территории. В то время здесь активно и достаточно успешно действовали государственные и кооперативные охотничье-промысловые хозяйства, обеспечивая нормальную занятость населения и эффективное освоение недревесных и рыбных ресурсов.
В это же время в крае разрабатывалась Экологическая программа, в которую естественным блоком вошла перспективная Система охраняемых природных территорий (ООПТ), а в эту Систему – группа «этнических территорий», включающая собственно бассейн Самарги площадью 660 тысяч гектаров. Система охраняемых природных территорий была утверждена решением Пятой сессии краевого Совета народных депутатов 21 созыва № 145 от 28 июня 1991 года. Этим нормативным документом краевого уровня «все территории и акватории, включенные в блок ООПТ, были зарезервированы и выделены в особый природоохранный фонд». Пунктом 3.2 данного решения Краевому комитету по охране природы (ныне Главное управление МПР по Приморскому краю) предписывалось «до 1 августа 1991 года разработать режимы природопользования территорий и акваторий, вошедших в природоохранный фонд без утвержденного статуса». Данное поручение выполнено не было.
Решением Малого Совета краевого Совета народных депутатов № 120 от 17 ноября 1992 года Экологическая программа Приморского края до 2005 года была утверждена в целом. В ней администрациям края и районов предписывалось «при передаче природных ресурсов, территорий и акваторий в пользование руководствоваться экологической программой как предплановым документом, регламентирующим виды и режимы природопользования».
Решением Малого Совета Приморского краевого Совета народных депутатов № 316 от 25 августа 1993 года «О защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Приморского края» участки, «перечисленные в блоке «Система охраняемых природных территорий», где располагаются охотничьи угодья коренного населения, включая Самаргу, отнесены к особо защитным участкам леса (Приложение 2, п. 4.5.), и эти участки исключены из расчета главного пользования (п. 7 ).
Постановлением губернатора Приморского края № 511 от 15 октября 1998 года была утверждена «Стратегия сохранения биоразнообразия Сихотэ-Алиня» в качестве предпланового документа, регламентирующего виды и режимы природопользования. Данным документом вновь предусмотрено создание перспективной этнической территории «Самаргинская» площадью 634 тысячи гектаров.
22 октября 1999 года в селе Агзу было проведено общее собрание Родовой кочевой общины «Агзу» совместно с группой представителей дальневосточных и международных природоохранных организаций, на котором были выработаны и приняты принципы и исходные положения, которые община предлагает соблюдать всем природопользователям на своей традиционной территории на условиях общественного договора.
Приказом Комитета по природным ресурсам администрации края № 240 от 27 декабря 1999 года общественной организации охотников и рыболовов «Родовая кочевая община «Агзу» Тернейского района предоставлена территория, необходимая для осуществления пользования животным миром, площадью 690, 7 гектаров сроком на 25 лет.
Тем не менее, игнорируя все перечисленные нормативные документы и решения, Комитет природных ресурсов по Приморскому краю МПР РФ направил 16 февраля 2001 года представление № 05-16/19-04 в администрацию Приморского края, на основании которого приказом Комитета по природным ресурсам администрации края № 73 от 27 февраля 2001 года территория Самаргинского лесхоза, являющаяся местом традиционной хозяйственной деятельности коренного населения, площадью 641 тысячу гектаров была выставлена на конкурс и по его результатам сдана в аренду сроком на 25 лет ОАО «Тернейлес» (Свидетельство о государственной регистрации права аренды № 25-1/09-5/2001-191 от 15.06.2001 года).
Случайно узнав об этом, глава общины Аркадий Каза и глава сельской администрации Агзу 25 августа 2001 года провели сельский сход для информации жителей села а 26 августа – опрос жителей, на котором 105 человек (подавляющее большинство взрослых жителей) высказались решительно против ведения рубок на территории и за создание Территории традиционного природопользования в соответствии с требованием Федерального закона.
5 марта 2002 года Законодательное собрание Приморского края провело депутатские слушания по проблеме устойчивого и неистощительного использования природных ресурсов бассейна Самарги с учетом интересов коренного населения, на которых было решено рекомендовать исполнительным органами власти края создать Территорию традиционного природопользования на Самарге и обеспечить неукоснительное выполнение краевых и федеральных законов, защищающих экосистему территории и права коренного населения. Требование руководителя общины Аркадия Каза и ряда специалистов признать проведенный конкурс недействительным и организовать его в соответствии с законом в итоговый документ слушаний включено не было.
После слушаний житель села Агзу И.Д.Крючков, а позднее группа жителей Приморского края подали жалобу в суд Фрунзенского района Владивостока о признании недействительным решения краевой комиссии по проведению лесных конкурсов от 09 апреля 2001 года № 7. В настоящее время процесс находится в стадии обжалования решения суда первой инстанции в Краевом суде.