Earth Island Institute

Инфраструктура и дикая природа

В то время как администрация Байдена готовится сделать самые крупные инвестиции в инфраструктуру США за более чем десятилетие, в стране ведется много дискуссий о том, как такие системы, как дороги, мосты и электрические сети, влияют на повседневную жизнь людей. Но есть и еще один, более важный аспект, которому в этих дискуссиях уделяется куда меньше внимания - дикая природа, которая зависит от нашей инфраструктуры еще сильнее. В частности, моя тема и объект исследований – влияние искусственных сооружений на миграцию лосося из рек в Тихий океан и обратно. В штате Вашингтон обитают пять видов тихоокеанских лососей: кета, горбуша и находящиеся под угрозой исчезновения нерка, кижуч и чавыча. Лосось имеет огромное коммерческое, экологическое и культурное значение для Северо-Запада, и многие люди здесь внимательно следят за его миграциями.
Чтобы отправиться в море и вернуться в реку на нерест, лосось должен пройти через тысячи водопропускных труб - туннелей, проходящих под автомобильными или железными дорогами. Когда трубы приходят в негодность или забиваются илом, вода может проходить через них, а рыба - нет. Это может стать смертным приговором для мигрирующих лососей.

В штате Вашингтон - тысячи водопропускных труб, которые нуждаются в ремонте. Популяции лососей здесь в критическом состоянии, и лишь капитальный ремонт рыбоходов может увеличить миграцию и обеспечить воспроизводство рыбы. Эта проблема не уникальна для Тихоокеанского Северо-Запада. Атлантический лосось на северо-востоке США также внесен в список находящихся под угрозой видов. Государственные и федеральные агентства предприняли значительные усилия по восстановлению и сохранению местообитаний лосося. Эти инициативы обойдутся в ближайшие десятилетия в сотни миллионов долларов и предусматривают удаление некоторых речных плотин. 
Лососи находятся на вершине сложных пищевых цепочек многих рек и морей. Они являются основным объектом питания для косаток, обитающих у берегов штата Вашингтон и соседней Британской Колумбии. И они играют жизненно важную роль в поддержании здоровья экосистем здешних водоемов, обеспечивая их необходимыми питательными веществами - азотом и фосфором. Лосось также имеет особую культурную ценность для коренных народов, которые веками боролись за сохранение своих прав на лов рыбы на реках Запада. Трудный путь анадромных лососей вверх по течению для нереста может составлять несколько тысяч миль. Как только рыбы проходят через эстуарии, они перестают питаться, используя всю свою энергию для плавания к нерестилищам.
Когда дороги пересекают лососевые ручьи или реки, инженеры строят под ними водопропуски для поддержания потока, обычно это арки или трубы. Это предотвращает наводнения, защищая проезжую часть, и поддерживает ихтиофауну водотоков. Для лососей возвращение вверх по течению для воспроизводства - это тяжелая битва. Лосось - мощная рыба, он может преодолевать препятствия, выпрыгивая из воды, но не в силах обойти заблокированные трубы. А многие из них уже в аварийном состоянии. Это нарушает права на рыбную ловлю, которые правительство США предоставило северо-западным племенам в договорах девятнадцатого века.
В 2001 году 20 племен штата Вашингтон подали в суд на штат, чтобы заставить его прочистить или заменить водопропускные трубы для безопасного прохода лососей. В 2013 году судья окружного суда установил сроки ремонта самых проблемных труб. Штат обжаловал это решение, но 9-й окружной апелляционный и Верховный суды США подтвердили его. В результате к 2030 году штат должен отремонтировать 490 водопропускных труб. Но по оценкам Департамента рыбы и дичи штата, на 2018 год ремонта здесь требовали до 20 000 поврежденных труб. Специально созданный из чиновников Совет штата контролирует эту работу, но в него не входят представители племен, участвовавших в судебном процессе. Совет одобряет около восьми проектов ремонта или замены труб в год, но ему необходимо финансировать не менее 36 проектов в год, чтобы выполнить требование суда.
Первая федеральная программа, представленная в Конгрессе, предусматривает выделение миллиарда долларов на ремонт рыбоходов по всей стране. В законопроекте также предусматривается 350 миллионов на строительство дорожных переходов, безопасных для дикой природы, и воссоединение миграционных маршрутов, фрагментированных в результате застройки. Тихоокеанский лосось поддерживает рыбаков, принося более 700 миллионов долларов в год . А сохранение среды обитания лосося приносит миллиарды долларов в виде экосистемных услуг, таких как сокращение наводнений и спортивное рыболовство. Так что инвестиции в ремонт водопропускных труб и развитие экологической инфраструктуры штата – дело выгодное. И главное – оно позволяет людям жить в гармонии с дикой природой.