Новости

Свидетели изменения климата

Earth Island Institute Климат
Может ли созерцание и осознанность отношений с миром природы дать надежду перед лицом глобального кризиса? Культура буддизма, включая
Маранасатти сутру, призывает человека размышлять о жизни и смерти так же глубоко, как если бы его голова горела в огне. Это - внутренний пожар, порождаемый нашими страстями и заблуждениями. Конечно, сегодня вокруг нас хватает внешних пожаров, не менее угрожающих. Несомненно, однажды мы умрем, но изменение климата представляет реальную угрозу всей жизни на этой планете - смерть в гораздо более серьезных масштабах, чем это могли представить авторы Маранасатти сутры тысячи лет назад.

Наше осознание себя как части природы посредством пеших прогулок, катания на лыжах, серфинга или сплава, должно стать в том числе одним из видов осознания всего, к чему приводит изменение климата. Все мы тонем в обломках и отходах повседневной жизни. Обычно мы думаем, что структурные изменения, необходимые для решения этой проблемы, выходят за рамки нашей ответственности. Или просто не представляем, как человек может переломить этот глобальный процесс. Берни Глассман, учитель дзен и основатель Ордена дзэн-миротворцев, написал: «Наш мир, утонувший в потоку ненужной информации, это мир полного незнания. Если мы готовы жить так,не задаваясь вопросами и не добиваясь ответов, значит мы готовы смириться с любой ситуацией, какой бы сложной и оскорбительной она ни была. Процесс осознания – единственный путь к правильному действию, примирению и исцелению».
Точно так же важно осознавать, что наши сужающиеся дикие пространства определяют действия, необходимые для решения проблемы изменения климата. Может ли индивидуальная осознанность каждого личного поступка иметь значение на макроуровне? Может ли созерцательное действие дать исцеление перед лицом глобального кризиса?

Когда мы с женой были в Новой Зеландии, мы предприняли тяжелый поход. Дождь шел постоянно, но мы продолжали идти, зачарованные фантастическим ландшафтом и возможностью стать его частью. Это было сродни дзен-медитации. Такое полное погружение, жизнь, очищенная до основных потребностей, освобождает, формируя в душе нечто совсем новое. 

Пребывание на природе может иметь огромное значение, это опыт, который можно пережить только всем существом. Когда мы задумываемся о способах защиты нашей планеты от нас самих, возможно, получение такого опыта может стать началом решения. Если мы не сможем относиться к планете осмысленно, как к части нашей личной сущности, она останется одним из элементов, посторонних для каждого из нас
Можно провести параллель с промышленным потреблением мяса. Буддийский монах Матье Рикар писал: «Мы живем в неведении относительно вреда, который причиняем животным. Очень немногие из нас бывали на фермах и бойнях, местах боли и страдания». Когда подруга заставила подростка Рикара задуматься о его собственном рыболовном опыте в детстве, он бросил рыбалку на месте.Отсутствие связи между природными ресурсами и разрушительными способами их эксплуатации является одной из причин, по которым такие страдания продолжаются. Осознание тяжелого положения животных и всей планеты помогло бы сделать людей более ответственными. Мы также можем взаимодействовать с природой, наслаждаясь ею и восполняя ее потери. Связь с миром природы - это желание сохранять и защищать.

Так как же можно засвидетельствовать изменение климата? Безусловно, существуют способы медитативного взаимодействия с природой. Лама Уилла Миллер из Общества естественной дхармы указала, что буддийская практика началась под деревом Бодхи, и множество монахов и йогов на протяжении всей истории жили в лесах и пещерах. Миллер занимается такими практиками, как небесная йога или наблюдение за водой, которые можно выполнять на улице, сосредоточив внимание на природе. Такая связь с окружающей средой может пробудить нас к богатству природного мира; быстро исчезающие виды, звуки и запахи.

В этом, безусловно, есть ценность как с точки зрения созерцания, так и с точки зрения установления более глубокой связи с окружающей средой. Участвуя в созерцании в диких местах, мы, возможно, сможем вернуть некоторые из них в нашу ручную жизнь, чтобы разрушить самоуспокоенность, которая привела к нашему нынешнему состоянию.
Но свидетельствовать об изменении климата можно и вне формальной медитации. Попытка найти и оценить мир природы может сама по себе создать мощный волновой эффект. Идем ли мы в поход, сплавляемся на каяках, катаемся на лыжах, занимаемся серфингом или прогуливаемся по парку, наше сознательное присутствие на природе является формой свидетельства. Это выбор, который помещает нас среди нашей планеты, а не изолировал нас за четырьмя стенами, в пассивном или чахоточном состоянии. И такое пребывание в природе может иметь эффект. Журналист Уилл Боствик выделил как общественный резонанс по поводу потенциального разведочного бурения возле популярной трассы для катания на горных велосипедах заставил Бюро землеустройства США изменить курс. Это пример взаимодействия с природой, которое принесло планете редкую победу. Если бы больше людей предприняло попытку выйти на улицу, возможно, наш взгляд на мир природы как на ресурс, который можно использовать в своих интересах, начал бы рушиться.

Немецкий химик Майкл Браунгарт писал: «Вместо того, чтобы пытаться свести к минимуму наш экологический след, мы можем праздновать наш человеческий след… Когда мы боимся, не уверены в безопасности или теряем чувство идентичности, легко стать жадными. Но если люди чувствуют себя в безопасности, их принимают и ценят, они могут быть сердечными и щедрыми. Это причина того, почему так важно отмечать наш человеческий след - чтобы мы могли по-настоящему признать и усилить наше положительное влияние на планету».

В марте 2019 года у меня родилась дочь, и как нынешний практик осознанности, воспитывающий, как я надеюсь, в будущем практикующего осознанности, я принимаю это чувство близко к сердцу. Моя дочь родилась на быстро нагревающейся планете, изобилующей загрязнением и пальмами; Внедорожники и закаты; свалки и потоки лавы. Я надеюсь, что, подвергая ее воздействию природы, она станет активной и радостной среди нее. Она может искать горы и реки, может быть, она приведет с собой друга, и, возможно, эта любовь к природе будет распространяться быстрее, чем наша способность разрушить ее. А может и нет. Но, по крайней мере, она засвидетельствовала и получила возможность почувствовать связь, смирение и трепет, как это сделали ее родители в том походе в Новой Зеландии. И каким бы трудным ни был процесс свидетельствования, надеюсь, у нее, по крайней мере, будет шанс примириться.